Когда говорят о фарфоре Winterling, часто возникает путаница, о какой из фабрик идёт речь. Ведь основной элемент некоторых послевоенных клейм у Porzellanfabrik Heinrich Winterling и Porzellanfabrik Gebrüder Winterling совпадает. Однако это две независимые немецкие фирмы, занимавшиеся производством и продажей фарфора. Поэтому стоит вкратце рассказать историю обоих брендов.
Набор чайный «Виндзор» (чайник, сахарница) с клеймом Winterling
Porzellanfabrik Gebrüder Winterling
Регион Верхняя Франкония (часть федеральной земли Бавария) – один из развитых регионов по производству фарфора. Именно здесь, в городе Рёслау (Röslau) семь братьев Винтерлинг решили в 1907 году начать свой фарфоровый бизнес. В качестве актива выступила вполне новая, недавно возведённая фабрика. Тем не менее, производство постоянно расширяется и модернизируется, чему способствовал хороший доход с продаж. Успехи братьев оказались столь значительны, что через десять лет она покупают компанию Oscar Schaller & Co. в Шварценбахе, сохранив выпуск товара под прежним, уже зарекомендовавшим себя брендом. Пока другие фарфоровые мануфактуры из-за последствий Первой мировой войны влачат жалкое существование, семейство Винтерлинг последовательно приобретает предприятие за предприятием. В 1920 году ими выкуплен корпус закрывшейся текстильной фабрики, где также налаживается выпуск фарфора. В 1929 году выкуплена мануфактура Eduard Haberländer.в Виндишешенбахе.
Чайное трио с цветочным декором (Gebrüder Winterling)
При разделе Германии на социалистическую и капиталистическую части, Бавария оказалась в последней. Это позволило Винтерлингам продолжать семейный бизнес. Тем не менее, в 1950 году частное владение пришлось преобразовать в акционерное общество. Впрочем, даже при таком раскладе большая часть акций распределилась внутри семейства. После этой реорганизации произошёл отказ от сторонних брендов, при этом прежние приобретения теряют изначальные названия и становятся частью Gebrüder Winterling AG. Это приводит и к смене маркировки. Приток капитала позволил отстроить в 1954 году ещё одну мануфактуру (уже пятую по счёту). Бизнес шёл более-менее успешно до середины 1990-х гг. А потом выяснилось, что последующие поколения не столь дружны между собой, как семь братьев-основателей. Разногласия в управлении привели к последовательному закрытию большинства фабрик, а в 2000 году – и к банкротству самой Gebrüder Winterling AG.
Кофейник оригинальной формы с ажурным золотым орнаментом (Gebrüder Winterling)
Казалось, что спасение пришло в лице Triptis Porzellan GmbH & Co. KG, которой достался завод в Рёслау, где 500 человек тревожились по поводу возможного увольнения. Новые владельцы решили использовать бренд Winterling для особой коллекции «Indisch Blau». Но масштабные финансовые вливания в переоборудование завода привели к тому, что 7 октября 2004 года обанкротилась сама компания Triptis. Тем не менее, об окончании деятельности здесь речь не шла, и в июне 2005 года на базе прежней Triptis возникла фирма Neue Porzellanfabrik Triptis GmbH, которая продолжила выпуск изделий из фарфора. Инвестиционная компания под руководством Рольфа Фровейна впоследствии сделала эту фирму частью группы Eschenbach Porzellan, объединившую такие бренды, как Eschenbach, Freiberger Hotelporzellan, Triptis и Winterling.
Porzellanfabrik Heinrich Winterling
Тарелка для фруктов, декорированная изображением павлина (Heinrich Winterling)
Корни Генриха Винтерлинга следует искать в том же семейном древе, откуда происходили и семь братьев Винтерлинг, владевшие мануфактурой в Рёслау. Однако Генрих Винтерлинг не создавал ту фарфоровую фабрику в баварском городе Марклойтен (Marktleuthen), которая большую часть своей деятельности относилась к бренду Winterling. История предприятия началась в 1897 году под именем Drechsel & Strobel. Эта небольшая фабрика выпускала посуду для подарков, наборы для бритья и принадлежности для ванных комнат. Став её владельцем в 1903 году, Генрих Винтерлинг последовательно развивал производство.
Чайное трио, украшенное золотистым орнаментом (Heinrich Winterling)
О том, что объём продукции шёл по восходящей, можно судить по увеличению штата. Если в 1913 году здесь трудилось 250 работников, то к 1930 году их число выросло до четырёх сотен, а в 1937 году достигло 600 человек. Основной продукцией стали кофейные и чайные сервизы, а также столовые сервизы с большим количеством предметов. То, что качество посуды заслуживало уважение, подтверждают армейские заказы, поступавшие компании на протяжении всей Второй мировой войны. На этих предметах рядом с клеймом фирмы соседствует орёл Третьего рейха, сжимающий в когтях свастику. Положение компании оставалось стабильным до объединения Германии в 1990 году. Далее бизнес шёл по нисходящей. В мае 2009 года были объявлены планы руководства об увольнении всех рабочих (к тому времени на заводе трудилось 145 человек), а само предприятие закрыть. После 2010 года о деятельности компании ничего не известно.
Набор тет-а-тет из двух чайных трио с цветочным декором (Heinrich Winterling)