Бронницкий завод фарфоровых изделий «Возрождение» создали как дочернее предприятие «Пролетария», чтобы возродить художественные традиции древнего Новгорода. К 1960-м гг. Новгород стал одним из российских туристических центров, нужно было наладить производство сувениров. Художники использовали в формах мотивы местной архитектуры, народных промыслов. Сувенирную продукцию предприятия покупали и сами новгородцы, и гости города. В первую очередь это были предметы декора, поэтому чайники и другая посуда не всегда удобны в быту. Сейчас их можно купить на вторичном рынке, в магазинах антиквариата.

Молочник с цветочным декором, фарфор, кобальт, роспись, золочение, 1980-1990 гг. Молочник с цветочным декором, фарфор, кобальт, роспись, золочение, 1980-1990 гг.

История завода

Для бронницкого фарфора завода «Возрождение» характерны мотивы северорусских народных промыслов: обобщенные формы, лаконичная роспись. Спросом у коллекционеров пользуются самобытные кобальтовые сервизы. Предприятие основали в 1966 году на базе одного из цехов «Пролетария» и комбината «Стройфаянс». Здесь стали выпускать сувенирную продукцию с фольклорным колоритом. Мастера не копировали дулевские образцы, а искали свой путь.

В 1970-е гг. на завод пришли молодые художники — выпускники Абрамцевского и Мухинского училищ. Они не боялись дерзких художественных экспериментов, которые выходили за рамки народных промыслов. Для декорирования сервизов и скульптур использовали архитектурные, фольклорные, ландшафтные, литературные мотивы. Обращались к стилистике карнавала, лубка, ретро, модерна.

После распада СССР для «Возрождения», как и для многих других предприятий, наступили тяжелые времена. Материальные трудности и неумелое руководство привели к тому, что в 2004 году завод признали банкротом.

Сувенир «Новгород» в виде трех чайников, фарфор, роспись, золочение, 1971-1981 гг.

Фарфористы

Первыми художниками предприятия стали Тамара Александровна Гаврилова и Владимир Владимирович Смоляр. Они разрабатывали стиль продукции в условиях не слишком качественного сырья, которое фактически было отходами производства «Пролетария».

Главным художником несколько лет работала Т.А. Гаврилова. Она получила образование в Мухинском училище. Ее скульптуры и малая пластика посвящены героям новгородских былин и современникам: музыкантам и строителям, старикам и детям. В форме изделий угадываются башенки, терема, характерные для местной архитектуры.

Серия работ «Наши дети» наполнена юмором, вниманием к мечтам, играм, фантазиям юного поколения. Фигурки изготовлены в бисквите.

Тамара Александровна предложила выделять рельеф бликами белой глазури. В 1990-е годы она стала использовать кобальтовые краски для росписи по белому фону, добавляя ажурный золотой декор. Самые удачные фигурки Смоляра и Гавриловой, выпущенные малыми тиражами, высоко ценятся коллекционерами.

Скульптура «Рабочее утро», автор Т. А. Гаврилова, 1986 год

Владимир Смоляр добился органичного сочетания формы изделий с темно-синим фоном и древнерусскими мотивами. Экспериментировал с росписью солями. Создал «Этнографическую» серию малой пластики: девушки, одетые в традиционные костюмы, характерные для северных областей России. Чайный сервиз Владимира Владимировича «Новгородский» — визитная карточка «Возрождения». Силуэт Софийского собора на заварнике, узоры на чашках и молочнике прописаны золотом.

Чайник «Декоративный», автор В. В. Смоляр, 1969 год

В 1970-х гг. на завод пришли художники нового поколения. Ольга Николаевна Чуракова специализировалась на подглазурной росписи, растительных мотивах. Любимыми темами Марины Виссарионовны Андреевой были театр и балет: изысканные костюмы, богатые декорации, интересные сюжеты. Александр Сергеевич Круглов черпал вдохновение в формах русского гончарного промысла. Например, предметы сервиза «Июнь» напоминают кринки.

Кружка-шутиха «Скоморохи», фарфор, рельефный декор, роспись, люстр, 1971-1981 гг.Кружка-шутиха «Скоморохи», фарфор, рельефный декор, роспись, люстр, 1971-1981 гг.

Клейма «Возрождения» по годам

Иногда продукцию известных фарфоровых заводов подделывают, чтобы продать посуду и декоративные предметы по более высокой цене. Такие изделия могут не соответствовать санитарным нормам, быть опасными для здоровья, быстро потерять привлекательный внешний вид. Перед покупкой следует обратить внимание на клеймо, чтобы не стать обладателем подделки.

Клейма Бронницкого завода «Возрождение»

Раннее клеймо представляет аббревиатуру БЗВ (Бронницкий завод «Возрождение»). Далее для клейма выбрали легендарную птицу Сирин и дугообразную надпись «ВОЗРОЖДЕНИЕ». Впоследствии основой художественного клейма стала стилизованная буква «Б».

Пример клейма на изделии