Небольшому немецкому поселению Фолькштедт, расположенной в Тюрингии, уже больше тысячи лет. Известность ей принесла фабрика, ставшая старейшим предприятием региона по выпуску фарфора. Так как Фолькштедт вплотную прилегал к городу Рудольштадт, а в 1921 году стал одним из его районов, то местное фарфоровое производство обычно рассматривают с включением мануфактур из обоих населённых пунктов.
Фарфоровая мануфактура Aelteste Volkstedter
Прорывной успех Мейсена, чей фарфор настолько быстро завоёвывал сердца граждан, насколько быстро опустошал их кошельки, заставил многих бросить прежнее ремесло и задуматься о собственном рецепте фарфоровой массы. Удалось это далеко не всем, но одним из тех, кому сопутствовала удача, стал Георг Генрих Машелейд (Georg Heinrich Macheleid), работавшем на стекольном заводе Глюксталь. Ободрённый открытием Машелейд подал прошение об открытие мануфактуры, и 8 сентября 1760 года ему была дарована привилегия на это. Изначально завод организовали в Зитцендорфе, но в 1762 году перевели его в Фолькштедт, поблизости от княжеской резиденции в Рудольштадте. Эта дата и считается годом рождения мануфактуры.
Подсвечники парные, украшенные скульптурным изображением галантной сцены (Aelteste Volkstedter)
Через пять лет предприятие арендует Кристиан Нонн, который выправил финансовые и производственные просчёты, допущенные владельцем ранее, и обеспечил мануфактуре длительный период экономического и художественного расцвета. Но в 1782 году Нонн берёт в аренду и завод фарфора в Ильменау. Это предприятие интересует его сильнее, и в 1800 году он окончательно перебирается туда. За прошедшие десятилетия его фарфор уже достиг определённой известности, чему способствовали талантливо изготовленные формы и великолепная роспись.
В 1797 году, думая, что заключает очень выгодную сделку, фабрику выкупает вернувшийся из Голландии Эрнст Константин Гессен-Филипстальский. В будущем ему суждено быть участником славных сражений, но с фарфором, видимо, не задалось, что привело к продаже им фабрики после двух лет владения. Но в 19-м столетии положение фабрики выправляется, а количество заказов растёт. Иногда не хватало даже собственных мощностей, поэтому даже приходилось привлекать близлежащих конкурентов.
В ХХ веке известные керамисты Теодор Боглер и Отто Линдиг из Государственной высшей школы строительства и формообразования сотрудничали с мануфактурой по нескольким проектам. Но славу компании всё же принесли её классические образцы, выполненные с поразительной точностью и изящностью. Одной из них считается сложная сюжетная композиция «Бегство графини Козель из Пильница» (в среде коллекционеров её часто называют «Фолькштадская карета»). После объединения Германии в 1990 году мануфактура становится частью большого концерна Seltmann Weiden, а через 15 лет частично превращается в музей. Экскурсанты знакомятся с этапами создания фарфора. Им также предоставлена возможность осмотреть залы, где собраны лучшие образцы фарфора местного производства.
Другие производители фарфора в Фолькштедте
Статуэтка «Художница», бисквитный фарфор, роспись, золочение, Volkstedt, Richard Eckert & Co
Добиться успеха изготовлением и росписью фарфора в этих местах пробовали очень многие. Некоторые попытки оказались удачными, что привело к созданию фабрик, оставивших заметный след в истории немецкого фарфора. Среди них можно выделить следующие предприятия:
- фабрика фарфора Rudolstadt A.G.
- фабрика фарфора Rudolstadt Straus & Söhne A.G.
- фабрика фарфора Beyer & Bock
- фабрика фарфора Karl Ens
- фарфоровая мануфактура Kämmer & Kramer (Rudolf Kämmer)
- фарфоровая мануфактура Müller & Hammer
Компанию Lazarus Straus & Sons основали в 1869 году, и она поначалу получала прибыть перепродажей стекла и керамики. В 1874 году после переговоров Натана Штрауса с торговой фирмой RH Macy в каждой из магазинов последней создали отделы по продаже фарфора и стекла. Заработав на этом хорошую прибыль, Straus & Söhne отправляет представителей в США, где создаётся фирма New York and Rudolstadt Pottery Co. Inc., начинающая выпускать фарфор по собственным разработкам. Успех в Америке способствовал созданию небольших фирм во Франции и Богемии. На основном предприятии в 1913 году работало примерно три сотни человек, а треть производимого объёма шла на экспорт. Тяжёлое положение Германии после Первой мировой войны и последующий глубокий кризис в США вынудил компанию закрыться.
Porzellanfabrik Rudolstadt AG работала с 1918 по 1931 год. Наиболее известна посуды её собственной разработки, поставляемой в рестораны. Для создания оригинальных предметов сюда пригласили известного декоратора Адольфа Йозефа Тиза. Пика производства она достигла к 1930 году, когда здесь работало две с половиной сотни человек. Падение американского фондового рынка нанесло удар и этому предприятию, чьё положение резко ухудшилось. Обанкротилась фабрика в 1931 году.
В 1912 году была создана фарфоровая фабрика Антона Мюллера, куда он в качестве компаньона пригласил Отто Хаммера. Работа фабрики продолжается до 1945 года, когда большую часть корпусов и оборудования разрушают при бомбардировках. Возобновить производство берутся Рудольф Кеммер и Пауль Крамер, перенеся фабрику в старые здания казарм. Мануфактура меняет имя на Kramer and Kämmer. Через восемь лет заболевший Крамер оставляет дела, но у Рудольфа Каммера большие планы на будущее, поэтому он начинает руководить работой единолично, перерегистрировав фабрику как Porzellanmanufaktur Rudolf Kämmer. После его смерти в 1968 году дела взял на себя его сын Эрхард, до этого обучившись работать с керамикой. После национализации компания поучает имя Zierporzellan Rudolstadt-Volkstedt. При этом супруга Эрхарда Кеммера, не смирившись с потерей, регистрирует собственную компанию Christel Kämmer Kunst Handwerk, выпускающую керамические изделия, подарки и предметы искусства. После объединения Германии штат растёт и начинается работа с фарфором. В 2010 году строится новый цех, фабрикой начинает руководить Thomas Kämmer, из-за чего мануфактура получает его имя.
Клейма фарфоровых фабрик Германии в Фольксштадте/Рудольштадте
Aelteste Volkstedter использовала какой-то период клеймо с коронованной «N», не удержавшись, как и многие другие фирмы, позаимствовать его у Capodimonte. То же самое можно сказать о скрещённых мечах, скопированных с мейсенского фарфора. Буква «R», встречающаяся в различных клеймах, обозначает место производства – Рудольштадт. С 1972 года после национализации и преобразования в VEB Aelteste Volkstedter Porzellanmanufaktur под эмблемой вместо «1762» ставилось «VEB».
Так как Straus & Sons сначала были больше ориентированы на перепродажу, вопрос о собственной маркировке долгое время не поднимался. Первый товарный знак зарегистрировали только 22 мая 1896 года. Многообразие клейм этого раздела говорит о том, что Straus & Sons старались предложить фарфор под разными марками. Их дочерние компании также использовали свои клейма.