Англия сильна традициями, среди которых следование торговым маркам, которые зарекомендовали себя веками. Royal Worcester считался бы старейшим предприятием по выпуску фарфора, если бы этот почётный статус у него не оспаривала компания Royal Crown Derby, считающая, что она опередила соперника на год.
Ранний период Вустерского фарфора (Worcester porcelain)
Грандиозное предприятие началось с экспериментов врача Джона Уолла и аптекаря Уильяма Дэвиса, планировавших открыть в Вустере фарфоровое производство. В 1751 году им удалось получить четыре с половиной тысячи фунтов стерлингов, на которые они построили завод, основав компанию The Worcester Tonquin Manufactory, а через год приобрели мануфактуру в Бристоле. Очевидно, что компаньоны задействовали наработки из Бристоля, так как их первый мягкий фарфор во многом схож с бристольским.
В 1783 год вустерский завод покупает Томас Флайт. Большой удачей для него стало посещение завода королём Георгом III. Монарху так понравился фарфор, что он занёс компанию Флайта в официальные поставщики королевского двора. Это послужило сменой наименования компании на Royal Porcelain Works. Несмотря на это, завод медленно двигался к банкротству, так как предлагал к продаже лишь недорогой фарфор сине-белой расцветки. Потеснить на рынке продукцию своего конкурента Томаса Тернера и оригинальный фарфор, поступавший из Китая, Флайт был не в состоянии.
С 1792 года к управлению подключился Мартин Барр, с которым после того, как Томас Флайт умирает, начал сотрудничать Джозеф Флайт. Партнёрство получает название Flight & Barr. Впоследствии число Барров в названии увеличилось, так как сыновья Барра тоже вступили в дело. Принц Уэльский в 1807 году и принцесса Уэльская на год позже тоже вручили компании королевские грамоты. Это нашло отражение в клейме, где стало указываться, что фарфор поставляется не только королю, но и его семье. Параллельно с Баррами и Флайтом производство фарфора с 1791 года осваивал Чемберлен, а с 1807 года – и Грейнджер. Фарфор Чемберлена тоже удостаивался высочайших похвал, а в 1811 году – и королевской грамоты от принца-регента. Мода на рынке фарфора постоянно менялась, что требовало постоянных вложений. Исходя из того, что трудности легче преодолевать вместе, оба партнёрства в 1840 году объединились, создав компанию Chamberlain & Co, просуществовашую с таким именем до 1850 года. В результате очередной реорганизации в 1862 году образована фирма Worcester Royal Porcelain Co. Ltd., которая прославила английский фарфор торговой маркой «Royal Worcester».
Royal Worcester в ХХ веке
В 1902 году компания расстаётся с производственными мощностями Grainger & Co, сконцетрировавшись на основном заводе. Начало века выдалось непростым, так как на рынке серьёзным соперником выступала фирма Royal Doulton. Спасла от банкротства идея выпуска анималистических серий, первые фигурки которых поступили на рынок в 1910 году. Казалось, положение выправилось, но тут началась Первая мировая война. К фигуркам животных Royal Worcester добавили немецкие образцы, а ещё нарастили выпуск фаянса. Он хотя и был дешевле фарфора, зато его раскупали массово, так как потребность в недорогой посуде оставалась высокой. Тем не менее, к началу 1930-х гг. дела на заводе складывались плачевно.
Компанию купил Чарльз Дайсон Перринс, решивший поднять английский фарфор на прежний высочайший уровень. Он не поскупился и пригласил специалистов из Лондона. Первое время он просто работал в убыток, оплачивая все расходы из собственных средств, пока завод не вышел на прибыль. Перринс искал любые способы для поднятия производства. Здесь ему очень помогла Freda Doughty. Её родственник, работавший на заводе, попросил сделать формы для четырёх фигурок. Результат настолько впечатлил руководство, что фигурки немедленно отправили в производство. В 1938 году Фрида создаёт семь фигурок детей из серии «Дни недели». Покупали их настолько хорошо, что впоследствии выпустили вторую серию. Между 1947 и 1949 Фрида создала дюжину фигурок, где дети представляли месяцы года. Эта серия выпускалась вплоть до 1983 года.
Наибольший успех среди оформления сопутствовал серии «Evesham Gold» («Золото Ившема»). Его основой стали плоды долины Ившем. Их осенние краски оттеняла яркая золотая окантовка. И всё же дела у Royal Worcester шли с переменным успехом, и на горизонте то и дело обрисовывалась перспектива разорения. Чтобы этого избежать, в 1976 году компания объединяется с фирмой Spode. Это позволило часть производства перенести на заводы партнёра и на зарубежных фабриках.
Royal Worcester в XXI веке
Новый век для основного завода Royal Worcester начался невесело. В 2003 году здесь провели оптимизацию численности сотрудников, из-за которой работы лишилось сто человек, и столько же сократили ещё через два года. Ещё сотню сотрудников отправили за ворота в 2006 году, а вместе с ними уволили 15 оформителей. Завод Royal Worcester в Вустере прекратил работу в середине июня 2009 года. К тому времени самой компанией уже распоряжался внешний совет управителей. Им в апреле 2009 года фирменное наименование и права на интеллектуальную собственность были проданы группе Portmeirion Pottery, производившей поставки керамики и бытовых предметов. Новый владелец располагал собственной фабрикой. На ней и продолжился выпуск предметов под маркой Royal Worcester.
Клейма Royal Worcester по годам
Первым заметным клеймом Вустерского фарфора стал полумесяц. Им маркировали изделия примерно до 1783 года. Это время называют «период Джона Уолла», хотя тот умер раньше (27 июня 1776 года). С появлением на фабрике Мартина Барра в 1792 году на фарфоре сначала возникает заглавная литера «В», которую сменяет вензель, выполненный штемпелем или рельефно. Далее клеймо соответствует названию фирмы: Barr, Flight & Barr Company (1804-1813 гг.) и Flight, Barr & Barr Company (1813-1840 гг.). На клейме название может указываться полностью или быть ограниченным первыми буквами. С 1840 по 1850 год клеймо приобретает вид «Chamberlain & Co Worcester».
Клейму Royal Worcester с 1862 по 1867 год сопутствовали две последние цифры года, проставленные штемпелем или рельефно. С 1867 по 1877 год ставился либо штемпель с двумя последними цифрами года, либо заглавная буква под клеймом, обозначающая дату. С 1877 ставилась только заглавная буква, которая в 1890 году одноразово сменилась строчной. Стандартная торговая марка Royal Worcester появляется в 1891 году. В её центре стоит полумесяц и число «51», обозначающее 1751 год в качестве даты основания компании. С 1892 года начинается система кодирования точками, приведённая ниже.
С 1966 года система кодирования даты не использовалась, но на посуде рядом с названием декора ставили дату, когда это оформление начали применять. С 1974 года дату внедрения декора сменила дата создания формы. С апреля 1988 года дата проставлялась по системе, используемой компанией Spode.
С января 1990 года используется кодирование года добавлением суффикса к номеру литографа (например, «41»). Серый цвет: 41-0 (1990 г.), 41-1 (1991 г.), 41-2 (1992 г.), 41-3 (1993 г.), 41-4 (1994 г.), 41-5 (1995 г.), 41-6 (1996 г.) и т.д. Белый цвет: 41-00 (2000 г.), 41-01 (2001 г.), 41-02 (2002 г.), 41-3 (2003 г.).