Очень часто фильм запоминается не только по игре любимого актёра или кульминации сюжета, но и по вещице, которая мелькнёт на пару секунд. Какой-нибудь предмет или аксессуар. Для Джеймса Бонда таким предметом стал фарфоровый бульдог Джек. Появившись в небольших эпизодах в кинокартинах «Координаты “Скайфолл”» (2012 г.) и «Спектр» (2015 г.), он получил вполне полноценную роль в фильме «Не время умирать» (2021 г.). Джек из фильма – это фигурка серии, разработанной компанией по выпуску фарфора Royal Doulton.
История керамики, фаянса и фарфора Royal Doulton
Всё началось со ста фунтов стерлингов. Именно этой суммой располагал Джон Доултон, когда покупал в 1815 году небольшую гончарную мастерскую в Ламбете (район Лондона). Возможно, через два века никто и не вспомнил бы ни об этой сделке, ни о давно исчезнувшей гончарне, но Доултону повезло: в мастерской работал Джон Уоттс, досконально знавший производство. Доултон и Уоттс вместе с присоединившейся к ним Мартой Джонс организовали компанию Jones, Watts & Doulton. Через пять лет её название сократилось до Doulton & Watts, так как Марта Джонс решила выйти из предприятия. На тот момент основной продукцией фирмы была керамика с соляной глазурью: кувшины, банки и декоративные бутылки, которые раскупали местные пабы. На вырученные деньги партнёры в 1826 году купили ещё одну мастерскую на Ламбет-Хай-стрит, которая была покрупнее прежней. Процветанием компания обязана сыну Джона Доултона Генри, который в 1846 году основал собственное предприятие Henry Doulton and Co. и занялся выпуском керамических водосточных труб, на которые тогда был большой спрос.
После смерти принца Альберта от брюшного тифа (1861 г.) королева Виктория озаботилась чистотой воды во всех её замках и дворцах. Заказ наладить трубопровод, сопряжённый с системой фильтрации, получает именно Доултон. Успешно выполнив задачу, Генри Доултон через год выставляет копию фильтрационной системы на выставке, чем заинтересовывает богатую публику, не желающую отставать от дворцовых новинок. Полученная прибыль позволяет привлечь молодых лондонских художников из Школы искусств Ламбета для оформления изделий. То, что получилось на выходе, удивляет не только общество, но и критически настроенных искусствоведов. Высокую оценку изделиям даёт сама королева. С 1872 года предметы фабрики Доултона становятся известны как «ламбетский фаянс». Под эгидой «Lambeth Pottery» в 1880-е гг. уже работало более двух сотен художников и оформителей.
Значительным событием в истории фирмы стало приобретение в 1877 году завода по выпуску фаянса в Бёрслеме (Burslem). Обновлённый водопровод Лондона значительно снизил эпидемии в городе, а Генри Доултон в 1887 году получил рыцарское звание. К 1897 году Генри объединил предприятия, которыми управляли его братья, со своим. Результатом стала компания, где работало более четырёх тысяч человек. Пиковым событием истории фирмы стал 1901 год, когда ей вручили королевский ордер и право проставлять слово «Royal» в названии. Так появилась фирма Royal Doulton. В ХХ веке керамические трубы, сантехника и различные строительные материалы оставались главным направлением компании. Постепенно ассортимент расширялся за счёт сопутствующих изделий из металла (водопроводные краны и пр.).
Художественное направление продолжает получать значительную финансовую подпитку, что обеспечивает высокое качество изделиям. Для разработки форм приглашают известных дизайнеров, которые могут предложить необычные концепции. На фабрике используют и составные формы, которые собираются из нескольких десятков частей. Изготовление фигурок включало ряд необходимых производственных этапов: отливку, сборку, зачистку швов, первичный обжиг, глазурование с последующим обжигом, роспись, финальный обжиг и покрытие глазурью. Такой последовательностью достигались перламутровые оттенки, которые были фирменным свойством изделий Royal Doulton. О тщательности росписи говорит тот факт, что работать над лицом фигурки разрешали лишь мастерам, имеющим десятилетний опыт.
В 1959 году соляная глазурь объявляется вредным для Лондона производством, что приводит к закрытию фабрики в Ламбете и переносу технологических линий в Бёрслем. Для Royal Doulton такое усечение стало своеобразным вызовом, и компания берётся за освоение выпуска костяного фарфора, сумев предложить его по низким ценам, значительно обогнав конкурентов. В первом десятилетии XXI века для удешевления изделий производство перенесли в Азию. Но считается, что мастерство выпуска малой формы с этой поры начинает утрачиваться. Статуэтки становятся шаблонными и не столь эстетичными, как в период расцвета. Переломить ситуацию попробовали в 2010-е гг., пригласив к кооперации такие бренды как Barber & Osgerby, Charlene Mullen, Pure Evil, Nick Walker и Gordon Ramsay. В 2012 году началась подготовка к двухвековому юбилею, что вылилось в выпуск масштабной коллекции «1815».
2020 год компания считает датой перезапуска бренда. В 2021 году столовая посуда серий «Olio» (разработка Barber & Osgerby) и «Signature 1815» получают награды, экспонируясь на выставках. В этом же году прекращён выпуск ежегодных коллекционных фигурок, созданных известным британским дизайнером Нилом Фолкнером, так как компания решает сконцентрироваться на выпуске посуды.
Клейма Royal Doulton по годам
После приобретения фабрики Pinder Bourne в Бёрслеме Генри и Джеймс Доултоны первоначально продолжили использовать прежние клейма «PINDER BOURNE & CO», сокращение «PB & CO» или просто инициалы «PB». Далее они использовали собственную маркировку.
Исследователи указывают, что определённую помощь в датировке могут оказать кодовые номера, проставляемые неподалёку от клейма. Ниже приведены числовые диапазоны, соотнесённые с датами. Однако эксперты предупреждают, что попадание числа на предмете в определённый диапазон вовсе не означает, что изделие было выпущено именно в этом году. Скорее, год, соотнесённый с диапазоном, является самой ранней датой, когда этот предмет мог выпущен.