Как и многие другие всемирно известные предприятия по производству предметов декоративно-прикладного искусства, компания «Розенталь» образовалась из небольшого семейного бизнеса в семидесятых годах XIX века.
История фирмы Rosenthal
Основатель, немецкий предприниматель Филипп Розенталь, изначально владевший мастерской по раскрашиванию фарфора, который закупался на чужих фабриках, по мере развития предприятия и роста своих возможностей, постепенно увеличивал масштабы деятельности. Первым крупным шагом к развитию своей фирмы стало открытие собственного завода по изготовлению изделий из фарфора, а уже к концу XIX века Розенталь становится владельцем нескольких фарфоровых заводов, объединённых в крупную корпорацию. Фарфор Розенталя становится известен во всём мире, его посуда украшает столы и просто зажиточных людей, и высшей аристократии.
В годы глубокого экономического и социального кризиса, охватившего Германию в двадцатые годы XX века после поражения в Первой мировой войне, компания Розенталя не только сумела выжить, но и приобрела ещё несколько предприятий по производству фарфора, находившихся на грани банкротства.
Фарфор Розенталь в период Третьего Рейха
В тридцатые годы, когда в Германии к власти пришли национал-социалисты, Филипп Розенталь, к тому времени человек уже очень преклонного возраста, начал испытывать трудности. По происхождению Розенталь был евреем, а политика немецких властей строилась таким образом, что он был вынужден передать управление производством в другие руки. В 1937 году Филипп Розенталь умер, а его семья эмигрировала, однако «фарфоровая империя» продолжила выпуск продукции, а с началом Второй мировой войны производственные мощности заводов Розенталь стали также использоваться и для изготовления электротехнической продукции. Именно в этот период на розенталевской фарфоровой посуде и статуэтках, производившейся в Германии, появляются новые клейма, содержащие символику Третьего Рейха – орла и свастику.
Фарфор Розенталь в послевоенные годы
После поражения Германии во Второй мировой войне предприятия Розенталя некоторое время не функционировали, однако после возвращения из эмиграции сына основателя – Филиппа Розенталя-младшего, который взял в свои руки управление фирмой, случился самый настоящий «ренессанс» розенталевского фарфора. В послевоенные годы, когда наступил расцвет промышленного дизайна, всплеск новых направлений искусства и бум выпуска продукции гражданского назначения, Розенталь-младший умело подхватил эту «новую волну». Наравне с классическими изображениями и формами продукции, которая многие десятилетия выпускалась предприятием, в линейке появились и изделия, выполненные в совершенно новом стиле. Розенталь и с момента своего появления на рынке во многом являлся своего рода «законодателем моды» в мире фарфора, вызывая появление подражателей, а с пятидесятых годов XX века и вовсе стал одним из флагманов в сфере распространения модернизма в декоративно-прикладном искусстве. К созданию идей и эскизов для розенталевской продукции привлекались известные художники и дизайнеры, к некоторым изделиям «приложили руку» даже Сальвадор Дали и Энди Уорхол.
Фарфор Розенталь в наши дни
Несмотря на заметное мировое снижение массового спроса на фарфоровые изделия, предприятие Розенталя работает и по сей день, ничуть не убавляя своей популярности. Способность улавливать современные вкусы и тенденции, высокое качество продукции и мировое имя позволяют этому производителю до сих пор оставаться востребованным и выпускать широкую линейку продукции, представленную в разнообразных стилях и ценовых категориях.
Клейма фарфора Розенталь
Разновидностей клейм, которые можно встретить на фарфоре Розенталь, довольно много. Однако, имея под рукой их полный перечень, именно по клеймам произвести атрибуцию фарфора Розенталь не составит большого труда: все они имеют хоть порой и незначительные, но явные отличия, а каждое клеймо использовалось в определённый период времени.