Завод художественной керамики в городе Полонное был основан в конце 19-го столетия и прославился малой пластикой. Скульптуры ценят за изысканность и утонченность, приятные цвета. По ним можно проследить историю украинского народа, узнать особенности культуры.
Графин (штоф) для напитков «Запорожец», фарфор, роспись, 1973-1991 гг.
«Кукольный» завод
В конце 19 века в Полесье и на Волыни стали появляться небольшие предприятия по производству фарфора. Они возникали вокруг месторождений «белого золота» — каолиновой глины, которая идеальна для изготовления тонкостенной керамики. Продукцию экспортировали в Польшу, спрос на нее был и среди местных состоятельных покупателей. На предприятии работали технологи, художники, скульпторы из Европы, поэтому качество изделий было на высоте.
В середине 1890-х годов предприниматель Моисей Бричкин открыл в местечке Полонное (предместье Горошек) фарфоровую фабрику. Изготавливали чернильницы, кашпо, небольшие фигурки. Бричкин «черпал вдохновение» на ярмарках, где волынские и подольские гончары продавали свои работы. Он покупал понравившиеся статуэтки и копировал. Особенность мануфактуры — использование и белой, и цветной массы. Последнюю окрашивали солями металлов. Из-за большого количества статуэток в ассортименте предприятие прозвали «кукольным».
Во время Первой мировой войны, революционных событий 1917 года и Гражданской войны цеха были частично разрушены, но восстановлены Бричкиным в годы НЭПа. В 1925 году он закрыл мануфактуру в Горошке, перенес производство в село Право-Хоморне. Предприниматель вступил в кооператив как кустарь-одиночка. Его назначили бригадиром, коллектив перешел с прошлого предприятия. Выпускали малую пластику, декоративные изделия.
Артель «Керамик»
С 1927 года завод стал называться артель «Керамик». Рабочие получили расширенные права, по решению товарищеского суда сместили своего бригадира с должности и выдворили из города. Бригадиром стал Демьян Ротальский, модельщик с большим профессиональным стажем. Расцвет артели пришелся на первую половину 1950-х годов. Малая пластика, выпущенная в этот период, особенно ценится коллекционерами. Предприятие не поддерживалось государством, так как фарфор считался «неиндустриальной» продукцией.
Полонский завод художественной керамики
В 1956 году «Керамик» стал государственным предприятием, его переименовали в «Полонский завод художественной керамики». Штат работников расширился до 100 человек, качество продукции улучшилось, ассортимент расширился. Мастера проходили повышение квалификации на Ломоносовском заводе (Ленинград). Часть моделей изготовили знаменитые украинские скульпторы, которые работали на других предприятиях: В. Щербина, О. Жникруп, С. Голембовская. Одна из самых известных работ Щербины для Полонного — скульптура «Вышивальщица». Девушка, одетая в национальный костюм, делает стежки на полотенце. Фигурка расписана вручную.
Статуэтка «А. С. Пушкин», бисквит, автор М. Г. Лысенко, 1950-1970 гг.
Из талантливых художников Полонного особого внимания заслуживает Инна Коломиец. Она создала скульптуру «Первая буква», которая стала визитной карточкой завода. Тираж «Первой буквы» в 1950-1970 гг. так велик, что её можно было найти практически в каждой советской семье, неравнодушной к фарфору.
В 1980-х годах ЗХК вместе с Полонским фарфоровым заводом вошли в производственное объединение «Фарфор». В настоящее время предприятия не функционируют.
Клейма Полонского ЗХК по годам
Стоимость некоторых фигурок ЗХК доходит до 8 сотен долларов. Поэтому после прекращения работы ЗХК в 2006 году появилось много подделок его продукции. Перед покупкой следует тщательно изучить клейма, особо редкие экземпляры проверить по каталогам. Возможно, ваша семья уже обладает раритетными фигурками, которые все эти годы заботливо хранились в бабушкином серванте.