Мейсенский фарфор – один из самых известных европейских брендов с многовековой историей. Именно вблизи Мейсена – небольшого городка на востоке Германии – в 1710 году открылась первая в Европе фарфоровая мануфактура. Она располагалась в замке, подступы к которому тщательно охранялись. Для чего такая секретность? Прежде технология изготовления фарфора была известна лишь в Азии, но благодаря открытию немецкого химика Иоганна Фридриха Бёттгера европейцы научились производить свое «белое золото».
Ваза декорированная изображением цветов, Meissen porcelain manufactory (Мейсен), Германия, 1947-1973 гг.
На Мейсенской мануфактуре сразу же начали изготавливать твердый фарфор. Такому материалу были не страшны высокие температуры и воздействие кислот. При легком ударе он издавал чистый звон, это было одним из его козырных отличий от фаянса.
Символом мейсенского фарфора, его торговой маркой, стали два скрещенных меча голубого цвета, взятые из официального герба Саксонии. Этот рисунок наносили подглазурно, а если в процессе производства находили товары с браком на мечи поверх глазури добавляли штрихи. Количество линий зависело от характера дефекта. Одна линия – брак на форме, две или три – проблемы в росписи. Мечи выполняли и другую важную функцию – они защищали изделия Мейсенской мануфактуры от подделок. Наносили маркировку всегда вручную, эта традиция сохраняется уже три столетия. И даже сегодня этот процесс доверен только двум специально обученным «фехтовальщикам».
Пара чайная с нежным цветочным декором, "Meissen porcelain manufactory" (Мейсен), Германия, 1860-1890 гг.
С 1720 года Мейсенская мануфактура имеет собственную лакокрасочную лабораторию. Ее мастера создали для росписи изделий особые глазурные пигменты, которые отличались высокой стойкостью. Базовая палитра состояла из 16 термостойких глазурных красок, а также кобальтовой подглазурной. Она до сих пор используется для нанесения торговой марки на каждый предмет. В качестве рисунков и орнаментов применялись те, что были популярны на китайских и японских изделиях. Потом над созданием неповторимого стиля предприятия начали работать немецкие живописцы. Их заслуга – появление на фарфоре новых «немецких мотивов»: кружев и цветов. Изделия с мейсенской розой и «луковичным» узором остаются визитной карточкой Мейсена и по сей день.
Пара кофейная с рельефным декором, Meissen porcelain manufactory (Мейсен), Германия, 1924-1934 гг.
Столовые и чайные сервизы Мейсона сразу же завоевали популярность в Европе. Производили на мануфактуре и различные декоративные изделия: вазы, письменные принадлежности, скульптуру – фигурки людей и животных. Российская императрица Екатерина Вторая даже заказала себе целую коллекцию статуэток на мифологическую тему, а еще поручила немецким мастерам изготовить фарфоровую скульптуру своей любимой собаки – левретки Земиры, возлежащей на шелковой подушке. В 2000 году мастера Мейсенской мануфактуры даже изготовили из фарфора трубы для настоящего органа.
В наши дни в процессе производства мейсенского фарфора используется больше 10 000 красок различных оттенков, рецептура которых держится в строжайшем секрете. Подглазурная роспись – особая технология работы с цветом, которой владеют мастера мануфактуры. Подглазурные краски наносятся перед вторым обжигом, температура которого 1400°С. Лишь немногие цвета способны его выдержать. Разнообразны и формы изделий. Сегодня их около 175 000 типов. В Мейсене самый полный в мире архив гипсовых форм – около 700 000 за 300-летнюю историю мануфактуры, благодаря чему мастера могут повторить практически любую форму, когда-либо выходившую на предприятии. Есть у мануфактуры и собственная шахта, где каждый день добывается чистая коалиновая глина – она считается залогом качества всех изделий. Коалиновые карьеры Мейсена расположены в Зайлице, всего в 15 км от самого производства.
За триста лет своей истории мейсенский фарфор пережил непростые исторические времена, но все же не утратил своего великолепного качества. Современные художники создают новые коллекции, каждая из которых представляет собой современную интерпретацию европейского искусства и истории культуры. С 2005 года мануфактура выпускает каталог лимитированных изделий, стоимость которых растет год от года. Их можно встретить в экспозициях самых известных музеев, а также в частных коллекциях.