Ленинградский опытный завод (ЛОЗ)
Аббревиатура ЛОЗ отражает последний этап советского периода работы Ленинградского завода фарфоровых изделий, служившего опытным предприятием при Государственном исследовательском керамическом институте (ГИКИ). Если судить по клеймам завода, то стартовая точка этого этапа датируется первыми годами 1970-х, но слово «опытный» вернулось в название предприятия ещё в конце 1960-х гг.
Период ЛОЗ в истории Санкт-Петербургского фарфорового завода
Доска сырная, декорированная, ЛОЗ (1970-1980 гг.)
Рождение предприятия относят к 1947 году, когда на базе двух артелей («Кооптруд» и «Минерал») основан завод «Электротехприбор». Через насколько лет он попадает в зону интересов ГИКИ, и её руководитель академик Качалов добивается передачи предприятия в ведомство Государственного исследовательского керамического института в качестве опытного завода. С 1952 года это опытный завод «Фарфор». С этого момента заводские специалисты заняты разработкой экспериментальных машин и аппаратов для потребностей фарфорово-фаянсовой промышленности Советского Союза. Наряду с конструкторским бюро на заводе работает и художественная мастерская, которая вскоре осваивает выпуск изделий из бисквита (неглазурованного фарфора), а затем переходит к изготовлению форм для фарфоровых статуэток. Малые формы составили славу Ленинградскому заводу фарфоровых изделий (на тот период его кратко именовали «ЛЗФИ»).
Статуэтка «Кобра», ЛОЗ (1984-1991 гг.)
В 1967 году заводу напомнили, что он является подведомственным опытным предприятием, который ГИКИ использует для экспериментов. Его сначала переименовывают в Ленинградский опытно-экспериментальный завод при ГИКИ (ЛОЭЗ), а затем в Ленинградский опытный завод при ГИКИ (ЛОЗ). Длинное официальное название периодически менялось в связи с переименованиями ГИКИ, но аббревиатура ЛОЗ сохранилась до распада СССР. Если ЛЗФИ в основном специализировался на сувенирных изделиях (фарфоровых статуэтках и т.п.), то художественной мастерской, преобразованной в экспериментально-художественную лабораторию, поставили более широкий спектр задач.
Масленка, декорированная изображением цветов, ЛОЗ (1984-1991 гг.)
Руководителем лаборатории Ленинградского опытного завода стал Владимир Григорьевич Яровой, имевший большой опыт создания форм для столовой посуды. Статуэтки постепенно отходят на второй план, а главным направлениям становится разнообразная посуда вкупе с различными декоративными предметами (часы, напольные и настольные вазы, шкатулки и пр.). Это даёт возможность для ЛОЗ перейти в ряд ведущих предприятий советской фарфорово-фаянсовой отрасли.
Чайник заварочный «Медный всадник», ЛОЗ (1984-1991 гг.)
Все необходимые рецепты фарфоровых масс разрабатывались тут же на заводе. Это значительно сокращало время от замысла изделия до его серийного производства. Все новейшие открытия и модные тенденции в области создания форм и декора тут же ставились на вооружение. Не забывали здесь и о классических традициях. Учитывался потребительский спрос и новые веяния в декоративном оформлении. На тарелках, чашках и кружках часто появлялись памятные места Ленинграда и его узнаваемые достопримечательности.
Статуэтка «Сказочный олень», ЛОЗ (1984-1991 гг.)
Полученный на ранних этапах задел не забыт. По уже разработанным формам продолжается отливка и последующая роспись анималистических и сюжетных фарфоровых статуэток.
Современная история завода
Возвращение городу исторического имени побуждает руководство предприятия тоже вернуть прежнее название – Опытный завод «Фарфор». Несмотря на трудные времена, здесь удалось не только сохранить коллектив мастеров из художников, модельщиков и литейщиков высокого уровня, но и пригласить новых специалистов. Рыночные отношения заставили задуматься о других направлениях, поэтому здесь наряду с посудой и прочими малыми формами начали делать архитектурную керамику для декорирования фасадов зданий и всевозможных интерьеров.
Статуэтка «Дракон», ЛОЗ (1984-1991 гг.)
В 2008 году завод получает самостоятельность, преобразовавшись в ООО «Санкт-Петербургский фарфоровый завод». Проведение в Северной столице большого количества форумов и спортивных состязаний обеспечивает завод заказами на спортивные награды и оригинальные сувениры к всевозможным мероприятиям. На спрос сильно влияет и туристический поток, который в город на Неве не иссякает. Многие гости Санкт-Петербурга увозят на память и сувенирную тарелочку, изготовленную Санкт-Петербургским фарфоровым заводом. В настоящее время завод предлагает большой выбор фарфоровых самоваров, чайников, ваз, столовых и чайных сервизов. В ассортименте есть изделия с изящно тонкой декоративной лепниной. Популярность набирают свадебные наборы и чайные пары. Освоена техника переноса рисунков на фарфор, поэтому любой художник может увидеть своё творчество не только на листе бумаги или хосте, но и на фарфоровой пластинке, тарелке или вазе. Изделия завода отмечены наградами международных выставок.
Каталог клейм по годам
Кроме базового клейма ЛОЗ (1973-1991 гг.) выше представлен весь набор клейм завода, которым маркировали изделия с момента его основания до распада СССР. Ниже приведена подборка фрагментов фотографий, показывающая, как клеймо выглядит непосредственно на предмете.
Современным логотипом завода является стилизованное изображение фарфорового самовара с венчающим его заварочным чайником.