Императорский фарфоровый завод — культурное достояние России, наследник и хранитель традиций, производитель тонкостенной керамики высочайшего качества. И авторские изделия, и образцы массового производства выполнены с душой, их ценят за красоту, прочность, удобство в быту.
Завод пережил войны, политические, экономические социальные катаклизмы и выстоял. На предприятии работали талантливые художники и скульпторы, один из них — Владимир Михайлович Городецкий.
Тарелка декоративная «Корабль», фарфор, роспись, автор В. М. Городецкий (1970-1986 гг.)
ЛФЗ в советский период
Красота и эксклюзивность изделий Императорского фарфорового завода никак не пострадала из-за военных и революционных событий начала 20 столетия. Предприятие, оснащенное новейшим оборудованием, во время Первой мировой войны легко включило в ассортимент электротехническую и химическую продукцию.
В ассортименте Императорского завода, национализированного после революции 1917 года, появилась идейно выдержанная продукция. В 1920-е годы рисунки и формы для росписи фарфора создавали Казимир Малевич, Василий Кандинский. С заводом сотрудничали представители группы «Мир искусства». В середине 1920-х годов изготавливали оптическое стекло (опытные образцы), химическую и техническую посуду.
Завод получил объемный заказ на агитационный фарфор для поезда «Октябрьская революция», на котором работал М. И. Калинин. Такие поезда разъезжали по стране в период Гражданской войны. Их работники вели пропагандистскую и культурно-просветительскую деятельность в воинских частях и среди мирного населения. Для агитационных образцов характерны условность рисунка, короткие лозунги на поверхности изделий, лаконичное художественное оформление.
В 1930-е годы появились сюжеты, посвященные социалистическим стройкам, памятным событиям в жизни страны, трудовым подвигам. При создании рисунков использовали простые растительные мотивы, геометрические формы, государственную символику.
Вазочка «Птицы» в сине-зеленой гамме, автор В. М. Городецкий (1950-1970 гг.)
В послевоенные годы производство восстанавливали быстрыми темпами. В начале 1950-х годов на производстве преобладала ручная роспись. Из-за увеличения объемов выпуска массовой продукции и нехватки живописцев разработали технологию офортной печати. Благодаря этому появилась возможность создавать больше сувенирной продукции. Но гордостью Ленинградского фарфорового завода по-прежнему оставались уникальные работы талантливых мастеров.
Владимир Михайлович Городецкий
Ваза «Раскидные веточки», фарфор, автор В. М. Городецкий (1960-1970 гг.)
Владимир Михайлович Городецкий (1924-1977) — советский художник и скульптор, один из выдающихся мастеров Ленинградского фарфорового завода. Он создавал тонкостенную керамику массового и уникального производства. Владимир Михайлович пришел на предприятие в 1947 году. До войны он учился в художественной школе (при Ленинградском художественно педагогическим училище). После войны продолжил образование в живописной мастерской ЛФЗ. Изучал все техники декорирования тонкостенной керамики, особое внимание уделяя подглазурной росписи.
Вазочка «Розы» в сине-зеленой гамме (1950-1970 гг.)
Мастер черпал вдохновение в природе, оформлении и шрифтах древних книг. Он делал рисунки темперой, восковыми и масляными красками, работал с ватманом и рисовой бумагой, карандашами и гусиными перьями. Помимо подглазурной росписи, Городецкий изучал японскую систему нанесения рисунков, древнеиндийские трактаты о живописи.
Тарелка декоративная «Роза», скульптор В. М. Городецкий (1970-1986 гг.)
Для украшения ваз, декоративных тарелок и других изделий из фарфора автор часто использовал растительные мотивы: разнообразные веточки, початки камыша, цветы. Известные росписи:
- вазы «Московская», «250 лет Ленинграду», «Труд и мир», «Натюрморт», «Птицы», «Победа — мир»;
- чайный сервиз «Цветы севера»;
- декоративный комплект «Сюита в синих тонах».
В период 1976-1977 гг. Владимир Михайлович работал на должности главного художника ЛФЗ.