В Российской империи фарфоровым королём считался Матвей Сидорович Кузнецов. Однако изделия из фарфора и фаянса его родственника Ивана Емельяновича Кузнецова имели столь же высокое качество и ценились отнюдь не ниже. После Октябрьской революции все предприятия, ранее входившие в «Товарищество на паях Ивана Емельяновича Кузнецова», были национализированы и переименованы. Грузинская фабрика стала «Красным фарфористом», Бронницкая получила название «Пролетарий». Но самое звучное имя – «Коминтерн» – в 1922 году досталось бывшей «Фабрике на Волхове». Той, со строительства которой в 1878 году, И.Е. Кузнецов и начал собственное дело.
История Волховской фарфорово-фаянсовой фабрики «Коминтерн»
После национализации Волховская фабрика продолжала работу, невзирая на общий спад производства и разруху в стране вследствие Гражданской войны. Передали её «Главстеклу», по сведениям которого в сентябре 1919 года здесь продолжало трудиться 1450 человек. Можно сказать, что производство шло по инерции, так как были неясны перспективы не только самой фабрики, но и всей новой власти. Тем не менее, в конце 1921 года фабрика переходит на плановое хозяйство, вскоре получив имя «Коминтерн».
Соусник с цветочным декором и синим бортом
Все три бывших кузнецовских фабрики для упрощения руководства в 1920-е гг. собрали в составе треста «НОВГУБФАРФОР» (они находились на территории Новгородской губернии). С 1923 года «Коминтерн» подключается к программе выпуска агитационного фарфора. Благодаря этому на фабрику из города на Неве командировали мастеров, хорошо зарекомендовавших себя ещё во времена Императорского фарфорового завода. В 1924-1927 гг. на Волховской фарфорово-фаянсовой фабрике работал художником Михаил Михайлович Адамович, которого называют «Рыцарь революционного фарфора». Из Ленинграда прибывают и проекты росписи чашек и сервизов, разработанные при участии Ильи Григорьевича Чашника – ученика и сподвижника Казимира Малевича.
В составе командированных Зинаида Викторовна Кобылецкая, Варвара Петровна Фрезе, Мария Петровна Кириллова, Мария Александровна Брянцева, Екатерина Александровна Якимовская и Трифон Захарович
Подрябинников. Сюда прибыл даже сам Сергей Васильевич Чехонин, на тот момент занимавший пост художественного руководителя Государственного фарфорового завода в Ленинграде (в будущем, ЛФЗ). С 1923 по 1925 год он работал здесь, сохраняя за собой должность художника-эксперта на ГФЗ. Впрочем, искусствоведы отмечают, что попытки Чехонина вывести волховские изделия на высокий художественный уровень успехом не увенчались. Поэтому большинство художников-фарфористов через несколько лет возвращаются в Ленинград.
По всей стране идут масштабные административные реформы. Новгородская губерния в 1926 году становится частью Северо-Западной области, а трест «НОВГУБФАРФОР» подвергся реорганизации и в ноябре следующего года стал частью Объединения государственных фарфоро-фаянсовых фабрик Центрального района РСФСР ВСНХ РСФСР, кратко именуемого «Центрофарфортрест». Волховской фабрики это коснулось непосредственным образом, так как здесь начинают выпуск красок для фарфора.
Одни источники пишут, что с 1931 года Волховская фабрика выпускает только фаянсовую продукцию. Другие приводят примеры изделий, которые к фаянсу не отнести. В августе 1934 года образуют Народный Комиссариат местной промышленности (сокращённо - НКМП), которому переподчиняют фабрики новгородского куста. Вместе с заводом развивается и его рабочий посёлок. По переписи 1939 года здесь проживало 3456 человек, в том числе 1520 мужчин и 1936 женщин. Вполне возможно, что когда-нибудь он разросся бы и до городского статуса, но всему помешала война.
В августе-ноябре 1941 года эта территория была захвачена немецкой армией. После того, как её освободили, солдатам предстал населённый пункт, стёртый с лица земли: из 87 двухэтажных домов не уцелело ни одного. После войны не стали восстанавливать ни завод, ни посёлок, который в 1949 году исключили из учётных данных.
Изделия Волховской фарфорово-фаянсовой фабрики «Коминтерн»
Наработки времён Кузнецова даром не пропали, поэтому долгое время «Коминтерн» продолжал выпускать посуду по прежним формам и практически в прежнем же оформлении. Гордость Кузнецова – фарфор с медальонами, обозначенными рельефными точками – производили и в советский период.
Прибытие художников из Ленинграда перевело оформление на новый уровень. Но порой к исконно русскому пейзажу просто добавлялись серп и молот в качестве атрибутов новой жизни. Тем не менее, образцами агитационного фарфора, сделанными на Волховской фабрике, сейчас гордятся лучшие музеи страны.
Несмотря на то, что ленинградская команда ещё в 1920-х гг. отбыла обратно, заложенные ей оформительские традиции применяли практически до конца существования фабрики. Примером может служить наградное изделие в честь годовщины создания Рабоче-Крестьянской Красной Армии с дарственной надписью.
Однако фабрика занималась не только посудой. Когда в стране решили, что негоже делать гири из металла, как стратегически важного материала, ему стали подыскивать замену. Ей стала керамика, а Волховская фабрика выступила здесь пионером. В 1932 году произведена первая серийная партия керамических гирь. В 1935 году фабрике «Коминтерн» поставлена плановая задача выйти на объём в 375 000 гирь. К этому моменту к выпуску керамических гирь подключили и другие предприятия.
Но с 1935 года Волховская фабрика осваивает выпуск и мелких фарфоровых гирь массой от 5 до 50 грамм, к которым позже добавили гирьки массой в один и два грамма. Подобные гири входили в состав наборов для учебных заведений. Как пишут коллекционеры этих предметов, тёмные керамические гири использовались в торговле до 1970 гг., а фарфоровые применялись в ряде лабораторий почти до конца ХХ века.
Выполняла фабрика и армейские заказы. Но это производство жёстко подчинялась заданным сверху стандартам и по форме, и по оформлению. Отличить волховскую тарелку от дулевской (или любого другого предприятия) можно только по клейму.
Клейма Волховской фарфорово-фаянсовой фабрики «Коминтерн» по годам
Клейма фабрики указаны в соответствии с материалами книги «Марки советского фарфора, фаянса и майолики» (авторы И.С. Насонова, С.М. Насонов, И.А. Гольский и Г.Л. Дворкин), вышедшей в 2009 году. Аббревиатура ЦФФТ расшифровывается как «Центральный фарфоро-фаянсовый трест», поэтому многими считается, что клеймо с ней могли проставлять до передачи фабрики в ведение НКМП, то есть до 1934 года включительно.