История Киевского экспериментального керамико-художественного завода начинается в 1924 году. Тогда была основана мастерская по выпуску красок для керамических изделий. В регионе требовалось наладить их производство из местного сырья и обеспечить продукцией другие украинские керамические заводы. В штате мастерской первоначально числились лишь три сотрудника. Их силами в декабре 1924 года вышла с производства первая партия новых керамических красок. После чего в мастерской были установлены новые производственные мощности (горны) и появились дополнительные подразделения: художественные отделы и мастерская по выпуску деколей — изображений на бумажной основе, которые затем переносятся на керамику. Сотрудники художественных отделов должны были разработать новые рисунки и формы изделий. В 1925 году штат предприятия насчитывал уже 26 человек и продолжал расти, как и само производство.
Хроники развития завода
Статуэтка (скульптурная композиция) «Одарка и Карась», автор В. И. Щербина (1976-1991 гг.)
Через десять лет после основания мастерской, в 1934 году, ей был присвоен новый статус — Экспериментальный керамический завод Укрфарфорфаянстреста. В его состав входили отделы по выпуску красок и деколи, подразделение фарфора, лаборатория. Руководство предприятия планировало развивать его по двум направлениям: исследовательскому и художественному. Перед исследователями стояла задача создания новых красок, глазурей и оборудования. Художники были ответственны за создание новых форм, стилей, рисунков, орнаментов на всех украинских керамических заводах.
В 1939 году предприятие получило новое название — Киевский экспериментальный керамико-художественный завод (КЭКХЗ). В период Великой Отечественной войны его помещения, цеха и мощности сильно пострадали, но все же через два года после начала боевых действий завод уже продолжал выпуск продукции. Производство пришлось полностью переоснастить: использовалась самая простая и доступная техника. Некоторые материалы ввиду их отсутствия исключили из производственного цикла или заменили другими. Например, вместо кварца рабочие были вынуждены использовать речной песок.
Миниатюрный штоф «Гусляр» (1950-1962 гг.)
Изделия, выпущенные в первые послевоенные годы, предназначались для бытового потребления: это были столовые сервизы, скульптура и другие предметы декора, — а также продукция большого формата: гипсовая и керамическая скульптура. В это же время на завод стали приглашать мастеров народных промыслов, благодаря им возникло новое направление производства — тонкая керамика. Параллельно развивались и другие художественные направления. Одним из центральных было производство «идеологического» фарфора. Заводской художник Г.Б. Головина создавала фарфор в традициях «сталинского ампира», ее авторству принадлежат парадные столовые сервизы и вазы с портретами политических деятелей. Другой художник предприятия — А.Д. Сорокин работал над выпуском изысканной продукции в стиле «шинуазри», который появился в Европе в конце XVII века и был основан на использовании традиционных восточных мотивов в декоре с имитацией китайских стилей.
Кувшин с декором в виде клубники (1990-2000 гг.)
В 1950-60 годы на Киевском экспериментальном керамико-художественном заводе работала художник С.М. Сарапова. Она создала сервизы и вазы в стиле постмодернизма, получившие известность не только в СССР, но и других странах. Ее изделия регулярно принимали участие в различных международных промышленных выставках.
В те же годы на предприятии продолжалась автоматизация производства: внедрение конвейеров и другого нового оборудования позволило частично заменить ручной труд машинным. За счет этих нововведений ассортимент завода и масштабы его выпуска значительно увеличились. Мастера экспериментировали с цветным и тонкостенным фарфором, использовали для декорирования продукции драгоценные металлы, кружево и другие материалы.
Статуэтка «Матрёшка, скульптор О. Жникруп (1950-1962 гг.)
Киевский ЭКХЗ все это время продолжал обеспечивать своей продукцией (красками и деколями) другие керамические предприятия страны, а фарфор, производимый здесь, по своему качеству уже не уступал мировым стандартам. Эти достижения сыграли немаловажную роль в расширении производства. Завод перевели в новый производственный комплекс, а в его штате могли работать как минимум в 800 человек.
Ваза, украшенная изображениями цветов (1976-1991 гг.)
В 1993 году началась приватизация КЭКХЗ. Предприятию дали новое название — ОАО «ДЕФФА». В 1995 году оно работало в партнерстве с Германией. Доля продукции предназначалась для экспорта. Помимо бытовых столовых приборов, на заводе продолжали создавать скульптуру, выпускать вазы, сувениры, деколь. Позднее восстановилось производство керамических красок, а также начался выпуск тары из стекла. В 2000 годы основной ассортимент КЭКХЗ составляли бытовая посуда, художественная скульптура и сувениры.
В 2006 году завод был закрыт, а его коллекция фарфоровых изделий исчезла. В 2012 году знакомая марка вернулась на рынок. Правопреемник КЭКХЗ, работавший под эгидой фирмы «Киевфарфор», также находился в городе Васильков Киевской области. О текущем состоянии производства ничего не известно.
Клейма Киевского экспериментального керамико-художественного завода
В период, когда клеймо разных сортов отличалось по цвету, красный цвет соответствовал высшему сорту, синий - первому, зеленый -второму, а чёрный - третьему сорту.