Когда рисуют родовое древо, то от мощного основания постепенно отделяют ветви, которые постепенно истончаются. Но если говорить о фарфоровых фабриках семейства Хутченройтер, то перед нами предстанут два полноценных ствола, которые позже сольются в единое целое.
Фарфоровая мануфактура CM Hutschenreuther
Появлению торговой марки Hutschenreuther мир обязан Карлу Магнусу Хутченройтеру – пятнадцатому ребёнку в большой семье Иоганна Генриха Хутшенройтера, заправлявшего делами валлендорфской фарфоровой мануфактуры, где он одновременно был и владельцем, и художником-фарфористом. При распределении семейных обязанностей юному Карлу Магнусу досталась роль торговца, отвечающего за продажи на востоке Баварии и прилегающих чешских землях. Судьбоносным для будущей фарфоровой мануфактуры стало для Карла Магнуса знакомство с девушкой, состоявшееся во время его визита к родным в городок Хоэнберг-ан-дер-Эгер. Отец девушки – старший лесничий Эрнст Людвиг Ройсс – заметил, что юноша разбирается в фарфоре, и показал ему залежи местной белой глины.
Тарелка с золочёным бортом CM Hutschenreuther
Видя, что качество глины весьма высоко, Карл Мангус решает создать собственную фабрику, для чего в предоставленных ему помещениях замка Хоэнберг приступает в 1814 году к экспериментам по созданию фарфоровой массы. Сразу же он подаёт прошение на строительство фарфорового завода, привлекая для этого в качестве компаньона богатого землевладельца Кристиана Пауля Эккера. Год за годом его прошения отклоняли, то сомневаясь в квалификации Хутшенройтера, то не давая ход делу в связи с жалобами от королевской фарфоровой мануфактуры и местных промышленников. Одобрили прошение только 7 ноября 1822 года. К этому времени Эккер уже имел в распоряжении фарфоровое производство, поэтому Хутшенройтер оказался единственным владельцем будущего предприятия.
Первые годы Карл Магнус многие технические операции брал на себя, не желая, чтобы кто-то узнал секрет состава разработанной им фарфоровой массы. Ему приходилось также самостоятельно расписывать товар и продавать его. Вся небольшая прибыль шла исключительно на развитие фабрики, благодаря чему была куплена ещё одна печь, нанята команда художников, а в 1841 году приобретена водяная мельница для перемалывания фарфоровой массы. Этот путь занял десятилетия, но, пройдя его, Карл Магнус Хутшенройтер стал владельцем преуспевающего предприятия, по техническому оснащению превосходящего все близлежащие мануфактуры. В 1845 году Карл Магнус умирает, и дела переходят к его вдове и сыновьям Кристиану и Лоренцу. Большой пожар 1848 года мог привести к закрытию фабрики, но семья направила много средств на закупку нового оборудования, а в 1860 году плотно занялась массовым выпуском фарфоровых изделий с ручной росписью и позолотой.
Фарфоровая мануфактура Porzellanfabriken Lorenz Hutschenreuther AG Selb
Статуэтка "Бурый медведь" Lorenz Hutschenreuther
Лоренцу Хутшенройтеру, как и его отцу, не хотелось довольствоваться вторыми ролями в семейном бизнесе. У него был собственный взгляд на ведение дел, поэтому он основывает в баварском городе Зельб свой фарфоровый завод Herstellerwerk Lorenz Hutschenreuther. После смерти Лоренца его дело продолжают сыновья - Виктор и Ойген. Мануфактура долгое время работает на производстве простенького фарфора. Её расцвет начинается с преобразованием в акционерное общество Porzellanfabriken Lorenz Hutschenreuther AG Selb, произошедшее в 1902 году. Привлечение финансов позволяет не только расширить ассортимент фарфора, но и последовательно приобретать фабрики возможных конкурентов, встраивая их в свою сеть. В 1906 году была куплена зельбская фабрика Ягера и Вернера, а в 1917 завод П. Мюллера, также располагавшийся в Зельбе. Далее география расширяется: под крыло Хутшенройтер в 1927 году переходят завод в Тиршенройте и фабрика братьев Браушер в Вайдене, а ещё через год мануфактура Königszelt в Силезии (ныне территория Польши).
Тарелка декоративная с живописным изображением цветов Lorenz Hutschenreuther
Не отстаёт от мануфактуры Лоренца и предприятие, созданное его отцом. В ХХ веке в его распоряжении оказываются фарфоровая фабрика в Альтролау (Altrohlau) и мануфактура К. Аувера в Арцберге (Arzburg). Оба концерна числятся в рядах ведущих производителей фарфора Германии. Поэтому в период Третьего рейха они оказываются в зоне интересов «Офиса красоты труда», основанного в 1934 году. Целью этой организации было наладить жесточайший порядок на рабочих местах, попутно придав им эстетический дизайн. Одним из направлений стало распространение унифицированной столовой посуды «Модель Офиса красоты труда I», спроектированной Генрихом Лёффельхардтом. Контракт на её производство был заключён с несколькими производителями, в числе которых оказались и обе фабрики Hutschenreuther. Производство и продажа посуды жёстко контролировалась, и фабрикам запрещалось вносить какие-то изменения в выданные формы. Так рядом с клеймом Hutschenreuther появилась свастика в окружении шестеренки и указания «Модель Офиса красоты труда».
Фарфор Hutschenreuther AG
После Второй мировой войны практически все фонды обеих компаний остались в западной оккупационной зоне, что даёт возможность спокойно продолжать бизнес дальше, не опасаясь национализации, которой подверглись заводы, оставшиеся на востоке. Тем не менее, в какой-то момент руководству обеих компаний пришла мысль, что следует не толкаться на посудных полках, а делать что-то вместе. Результатом становится слияние предприятий. Из клейм исчезают буковки «CM» (Carolus Magnus) и «L» (Lorenz), но остаётся дата «1814», как год основания семейного бизнеса. Общей эмблемой становится лев, выбранный фабрикой Лоренца для маркировки ещё в 1919 году.
Блюдце декоративное с изображением цветка и колибри Hutschenreuther AG
125-летие со дня рождения Лоренца Хутшенройтер, которое компанией праздновалось в 1982 году, отмечено открытием Музея фарфора в Хоэнберге, где собрали лучшие образцы изделий, которые десятилетия хранились на обеих фабриках. К сожалению, процессы укрупнения и поглощения не миновали и столь известную фирму, как Hutschenreuther. В 2000 году её приобретает фарфоровый гигант Rosenthal, чтобы стать одним из крупнейших концерном немецкого фарфора. Но и «Розенталь» через несколько лет постигла та же участь. В 2009 году этот бренд переходит в собственность Sambonet Paderno Industrie.