Услышав «Кошкин дом», в первую очередь мы вспоминаем пьесу-сказку Самуила Маршака. А вот для любителей немецкого фарфора это словосочетание имеет и другое значение. Название небольшого городка Katzhütte можно перевести как «домик для кошек». Кошка в домике стала и клеймом фарфоровой мануфактуры, которая здесь когда-то работала.
Статуэтка «Слоны» (1941-1953 гг.)
Фарфоровая фабрика Hertwig & Co. (1864-1958 гг.)
Датой основания компании, созданной Кристофом Хертвигом и Бенджамином Бейерманном, считают 1864 год, хотя выпуск фарфора на постоянной основе здесь удалось запустить лишь через год. Хертвиг и до этого занимался фарфором, поэтому, приметив заброшенные здания в Katzhutte, сразу понял, как тут организовать производство. Выбор пал на выпуск фарфоровых кукол и всего, что с ними связано. Правильность выбора подтвердила Лейпцигская ярмарка 1865 года, где фабрика выставила куклы, кукольные головы и разные фарфоровые безделушки. Хертвиг хотел превратить компанию в семейный бизнес, однако оба зятя (одним из них был Бейерманн) оставили бизнес. Кроме того, сам Кристоф занялся делами другой фабрики, а надзирать за этой оставил сына Эрнста, который испортил отношения и с компаньонами, и с рабочими.
Поэтому в 1869 году Хертвиг становится единственным владельцем мануфактуры, и он был полон сил как можно скорее развивать производство. К делу он попытался приспособить других сыновей – Карла и Фридриха. Благодаря общим усилиям дела шли по нарастающей, хотя и не слишком быстрыми темпами. На тот момент здесь массово производили кукол Нанкин, имеющих гибкое тряпичное туловище. Голову, а также частично руки и ноги им делали из фарфора. Кристоф Хертвиг покинул наш мир 15 ноября 1886 года, оставив фирму сыновьям. Производство кукол оставалось достаточно прибыльным. В 1890 году на мануфактуре трудилось три сотни основных рабочих, а в два раза больше людей работало на дому, выполняя заказы по отдельным операциям. Согласно архивным записям летом ежедневный объём достигал 12 000 кукол, а зимой он удваивался. С 1900 года к производству кукол добавили выпуск художественного фарфора. Это ещё больше увеличило штат фабрики. До 1930 года здесь работало 500 человек.
Кукольный мир, тем временем, переживал всеобщую манию Кьюпи. Симпатичное создание в виде улыбающегося младенца, придуманное карикатуристкой Роуз О'Нил, должно было послужить развитию её серии комиксов. Но очень скоро Кьюпи (его имя – сокращение от Купидон) зажил самостоятельной жизнью. Сначала появились бумажные куколки, но как-то дети попросили сделать кукол такими, чтобы они походили на настоящих. Тогда был поднят вопрос о передаче производства на фарфоровые фабрики. Впервые их сделали из бисквитного фарфора в Вальтерсхаузене (компания J.D. Kestner), но эта партия разочаровала создательницу образа. Тем не менее, сотрудничество с немецкими фабриками продолжилось, и Hertwig & Co стала одной из четырёх мануфактур Германии, где эти куклы выпускались.
К 1937 году на фабрике провели масштабную модернизацию производства, после которой штат хотя и сократился до 400 человек, зато вырос объём продукции. Теперь всеми процессами здесь управляли Эрнст Хертвиг и Ганс Хертвиг (сыновья Карла и Фридриха). Разруха Второй мировой войны не коснулась городка Katzhutte и расположенной там мануфактуры. Правда, объём производства упал, да и выпускали, в основном, только декоративную и бытовую керамику. В 1951 году Ханс Хертвиг начинает рекламную компанию по продаже мелких кукол Bisculoid в традиционном исполнении, но обнаруживает, что в западную часть страны он может реализовывать их только через государственную фирму посредника. Это настолько разочаровывает Хертвига, что в 1953 году он эмигрирует в Вормс, где тоже открывает фабрику кукол. Но только материалом теперь служит не фарфор, а пластик. Товарный знак Hertwig & Co ему использовать запретили, и новые куклы отправлялись на продажу с клеймом в виде трёхлистного клевера.
Фабрика VEB Zierkeramik Katzhütte (1958-1990 гг.)
А что же оставленная Хертвигами мануфактура? Новая власть не дала ей пропасть. Правда после национализации, состоявшейся в 1958 году, ассортимент изделий сократился до декоративной керамики, на которую по-прежнему ставили историческое клеймо с кошкой в домике. Однако копировать прежний вид не стали, а придумали новую торговую марку, где над буквой «К» (первая буква имени города), стилизованной под кошку, ставили опрокинутую галочку, символизирующую крышу.
Статуэтка «Русские борзые» (1968-1990 гг.)
Печальной оказалась судьба выставочных образцов, накопленных за век работы фабрики. Хертвигу их вывезти не разрешили. Поговаривают, что члены семьи сумели припрятать часть редких предметов, надеясь их вывести позже, но даже если эти слухи имеют под собой основание, число этих раритетов невелико. Основная часть архива долгие годы оставалась на фабрике, счастливо избегая всевозможных инвентаризаций. Нашли эти запасы лишь в начале 1980-х гг. Тут бы и организовать шикарный музей на обнаруженном материале, но государственное руководство решило заработать для страны твёрдую валюту, устроив масштабную распродажу на аукционах. Большинство лотов исчезло в частных коллекциях, и о них сведения отсутствуют. Это породило ряд мошеннических операций, когда на интернет-площадки начали выставлять якобы найденные в архивах, но не реализованные изделия.
Чашка чайная с крышкой (1968-1990 гг.)
Вхождение восточных земель в состав ФРГ, произошедший в 1990 году, придал импульс многим фарфоровым фабрикам, заново оказавшимся в частных руках. Но у бывшей Hertwig & Co счастливый билетик вытянуть не получилось. Приезжавшие в надежде выкупа фабрики инвесторы видели изношенное оборудование и обветшавшие корпуса. Утратив государственную поддержку, фабрика была закрыта уже в 1990 году. После объединения Германии восточные земли стали депрессивными районами, так как их жители массово переезжали на Запад за большими зарплатами. Фабричное здание постепенно разрушалось, а в 2011 году было снесено.