Иногда трудно поверить, что небольшой населённый пункт Райхенбах, число жителей которого лишь в начале XXI века переваливало за тысячу, внёс огромный вклад в дело фарфоровой промышленности Тюрингии. Мы уже рассказывали историю фарфоровой мануфактуры Reichenbach, однако одной ей дело не ограничивалось. Кроме неё существовали мастерские по росписи фарфора, где работали независимые художники, не желающие поступать в штат фабрики.
История Porzellanmalerei Hädrich & Sohn
В начале ХХ века в Райхенбахе насчитывалось 16 художественных мастерских (Porzellanmalerei), которые закупали фарфор без росписи («бельё») и оформляли его по своему усмотрению. Традиции фарфоровой росписи здесь заложены ещё с 1830 года, поэтому неудивительно, что за семь десятилетий количество художников-фарфористов значительно выросло. Большинство из них принадлежало к семьям Пресслер и Хедрих. И, действительно, если взглянуть в раздел справочника по фарфору, посвящённый Райхенбаху, кажется, что от Хедрихов рябит в глазах: Alfred Reinhold Hädrich, Otto Hüdrichs Witwe (Вдова Отто Хедриха) и даже Hädrich und Hädrich. Одной из таких мастерских стала Hädrich und Sohn.
Фамилия «Хедрих» на немецком языке пишется, как «Hädrich», в грамматике стран, где «ä» отсутствует – «Haedrich», а в среде русскоязычных фарфористов – попросту «Hadrich». Мы также воспользуемся упрощённым написанием. Художественную мастерскую по росписи фарфора Hadrich & Sohn в 1903 году создал Макс Хьюго Хедрих (Max Hugo Hädrich) – один из учредителей знаменитого фарфорового завода в Райхенбахе. Мастерская открылась как раз неподалёку от завода, по адресу: Фабричная улица, дом 10 (Fabrikstraße, 10). Под руководством Макса Хьюго семейное предприятие развивалось и даже пережило Первую мировую войну.
В 1918 году управление бизнесом принял на себя Курт Хедрик (Kurt Hädrich). Под его руководством Hadrich & Sohn вполне уверенно чувствовала себя на рынке, но продолжала оставаться небольшой фирмой. По сведениям из справочника керамики 1949 года в ней работало восемь человек. А окончательный обжиг фарфора с росписью производили на единственной муфельной печи, работающей на брикетах из каменного угля (в ГДР такие брикеты были очень распространены, ими мог отапливаться даже многоэтажный дом с собственной котельной). Ассортимент включал столовые, кофейные и чайные сервизы, чайные пары, коллекционные декорированные чашки, вазы, шкатулки и прочие предметы такого рода. Стили росписи включали барокко, ампир и модерн. Здесь выполнялись также заказы от гостиниц или предприятий общепита.
Несмотря на то, что в стране полным ходом строили социализм, мелкие предприятия (в том числе художественные мастерские) могли оставаться в частных руках. В 1953 или 1954 году во главе бизнеса встаёт Гельмут Хедрих (Helmut Hädrich). Продукцию тех лет разберём на кофейном сервизе Form 1000, включавшем кофейник, молочник, сахарницу и полдюжины чашек с блюдцами. Сами предметы миллионными тиражами делали крупные заводы, а оттуда в нерасписанном виде часть фарфора расходилась по мелким мануфактурам и художественным мастерским. «Форма 1000» стилистически продолжает период ар-деко. Её отличительные черты – наклонный край всех предметов и ручки треугольной формы. Впервые на рынках подобные сервизы появились в 1955 году, а через год повсюду шла их агрессивная реклама.
В период позднего социализма фарфор ГДР массово получает декор «Мадонна». Исходниками послужила пара полотен швейцарской художницы Анжелики Кауфман (Maria Anna Angelica Katharina Kauffmann) «Соблазнение нимфы Каллисто Юпитером» и «Наказание Купидона» (первое из них показано на иллюстрации ниже). Интересно, что на фарфоре интерпретация картин могла быть в зеркальном виде. В исполнении Hadrich & Sohn они как раз перевёрнуты. В это время (1981 г.) Райнхард Хедрих (Reinhard Hädrich) сдал экзамен на степень магистра. В 1990 году, когда Германия объединилась, он принял на себя управление бизнесом.
1990-е годы для фарфора характерны возрождением былых марок, исчезнувших при социализме во время реорганизации малых фабрик в огромные комбинаты, и быстрым их банкротством. Однако Hadrich & Sohn эта печальная участь миновала. Штат мастерской продолжал расписывать столовые и кофейные сервизы, а также декоративный и подарочный фарфор. Новинкой стали копилки в виде антикварных книг, а также нанесение на фарфор надписей золотом по желанию заказчика. Товары с клеймом Hadrich & Sohn можно увидеть на выставках в Лейпциге, Мюнхене, Клагенфурте и Граце.
Художественная мастерская Hadrich & Sohn по-прежнему находится по своему историческому адресу – на улице Фабричная, дом 10. А понять, что вы не перепутали дом, можно по тарелке с ручной росписью, на которой изображен фамильный герб Хедрихов.
Клеймо Hadrich & Sohn
Согласно справочнику немецкого фарфора, клеймо состоит из трёх букв («H» с вписанными в неё «R» и «S»), обрамлённых парой лавровых ветвей и увенчанных короной. На сленге любителей фарфора его называют «SHR».
Рисунок клейма сохранялся весь период существования фирмы, однако постепенно он упрощался, теряя мелкую детализацию. Это надглазурное клеймо, так как компания сама фарфор не производила, а лишь расписывала готовый.
О росписи мастерской Hadrich & Sohn чужого фарфора свидетельствуют и многочисленные двойные клейма. Пример одного из них приведён выше.
И ещё важное дополнение. Можно встретить упоминание, что к мастерской Hadrich & Sohn относят также клеймо вида «RHA», показанное выше. Однако в немецких источниках сообщают, что данное клеймо принадлежит ещё одному Хедриху – художественной мастерской Alfred Hädrich.
Его же с дополнениями использует и художественная мастерская Schönknecht Reichenbach, основанная Альфредом Рейнхольдом Хедрихом в октябре 1900 года. С 1986 года ей управляла Карин Шёнкнехт. Основной вид занятия – сувениры и нанесение на фарфор фотографий клиентов или логотипов компаний. Если заглянуть в телефонный справочник, можно удостовериться, что указанный в составе клейма номер «036601 42984» закреплён и за Porzellanmalerei Hädrich Alfred, и за Porzellanmalerei Schönknecht. Не перепутайте клейма «RHA» (Alfred Hädrich) с «SHR» (Hadrich & Sohn), ведь они так похожи.