Своё современное название фабрика Графенталь (Gräfenthal) получила от имени городка, где она расположена, а тот – от фамилии местной дворянской семьи Графенталь, его основавшей. Несмотря на своё малочисленное население, статус города Графенталь (хотя правильнее его называть Гревенталь) получил ещё в 1412 году. Развитию города поспособствовал Saigerhütte Gräfenthal – металлургический завод, работавший неподалёку с 1462 по 1635 год. А через вековой промежуток историю города стало определять производство фарфора. Известность в Советском Союзе фарфор из этого города получил, благодаря концерну VEB Porzellanfiguren Gräfenthal, объединившему несколько местных мануфактур. Рассмотрим историю трёх из них до объединения, в рамках концерна и в постсоветский период.

История фарфоровой фабрики Carl Schneiders Erben (Grafenthal)

Получив опыт по работе с фарфором в Валлендорфе и герцогскую концессию на собственное производство, Карл Шнайдер основал в Графентале свою мануфактуру в 1859 году. К делу он подошёл серьёзно, взяв в качестве модельера Карла Унгера, а в качестве инвестора – Германа Хутшенройтера, получив от последнего полную свободу действий. Первоначально мануфактура звалась Unger, Schneider & Cie и в таком виде промуществовала до 1885 года. Первыми товарами фабрики стала посуда, включая комплекты для детей небольшого размера, и скромный ассортимент кухонных принадлежностей. Взяв пример с успешных предприятий, Шнайдер большей части предметов придавал кобальтово-синие тона, изредка дополняя композицию позолотой. Однако копированию подлежал лишь цвет, но не узоры, которые Карл Унгер придумывал самостоятельно. Творческие находки Унгера привели отметили наградой в 1875 году на Всемирной выставке в Сантьяго (Чили). Проблемой стало клеймо, так как выяснилось, что схожим знаком маркировал свои изделия завод в Гиссхюбеле.

Статуэтка «Королевская карета»

В 1882 году Карл Унгер начинает работать с Бернхардом Шильде, но это будет уже история фабрики Unger & Schilde в Рошютце. Однако нельзя сказать, что он вышел из проекта, так как сотрудничал со Шнайдером до самой его смерти в 1885 году. Затем руководство мануфактурой Шнайдера берёт на себя его сын Пауль. Видя, что Пауль не имеет пока должного опыта, Хутшенройтер активно включается в дело, помогая новому владельцу решать множество проблем. В этот короткий период мануфактура носит название «Schneider & Hutschenreuther». Убедившись, что Шнайдер горит желанием продолжать производство, а положение фабрики стабильно, Хутшенройтер уезжает, так как у него есть планы открыть свою компанию в Пробцелле (Probstzella).

Статуэтка «Биллиард» («Бильярд»)

Чтя память отца, Пауль в 1886 году даёт название фирме «Carl Schneiders Erben», которое сохранится вплоть до 1951 года. Большой удачей для него стало появление на фабрике в качестве технического консультанта доктора Вильгельма Веделя. В декабре 1912 года, когда Пауль умер, Ведель становится владельцем фабрики, где на тот момент работало чуть менее двух с половиной сотен сотрудников. Война и последующая за ней неразбериха сильно подкосили дела на мануфактуре. Ведель старался модернизировать фабрику и следовать за новинками фарфоровой моды, но довоенного успеха достичь уже не получалось. Штат сотрудников к 1930 году сократился вдвое. После Второй мировой войны фабрика перешла во владение банка, но продолжала работать, выпуская дешёвый фарфор массового производства для покрытия огромного послевоенного спроса. В 1951 году национализированная фабрика становится частью VEB Porzellanfiguren Gräfenthal. Новое руководство провело ревизию и продолжило выпуск фарфора по старым сериям, которые сочло удачными. С этого момента здесь налажен выпуск малой пластики по общим формам концерна. Так как деятельность концерна в 1972 году остановили, фабрика Carl Schneiders Erben выпустила последнюю партию фарфоровых фигурок, а на следующий год была закрыта.

История фарфоровой фабрики Weiß, Kühnert & Co (Grafenthal)

Видя популярность немецкого фарфора за рубежом, основатели мануфактуры Weiß, Kühnert & Co изначально ориентировались на экспорт своих товаров. Работа фабрики начата в 1891 году. Мгновенного успеха не случилось, но производство постепенно разрасталось и крепло. Перед началом Первой мировой войны на фабрике работало более двух сотен сотрудников. Из числа сделанных здесь статуэток можно выделить фигурки купающихся красавиц и религиозных деятелей. Много выпускали декоративных фарфоровых шарлоток и фарфоровые головы для производителей кукол. Качество фарфоровых изделий было настолько высоким, что мануфактура оказалась в числе тех немногих компаний, которые получили право выпускать по лицензии фигурки Микки Мауса. Для этого даже наняли дополнительный штат. Пика производства фабрика достигла к 1930 году. Другим новым направлением стали декоративные элементы для украшения подводного мира аквариумов, которые поставлялись в Америку. После начала Второй мировой войны фабрику обязали выпускать лишь продукцию военного назначения. По окончании военных действий в течение нескольких лет корпуса были заняты под казармы. Лишь с 1949 года возобновлён выпуск простенькой посуды и пивных кружек.

Статуэтка «Кобыла с жеребенком»

С 1972 года национализированную мануфактуру преобразуют в VEB Gebrauchsporzellan Gräfenthal, которая позже стала частью VEB Vereinigte Zierporzellan-Werke Lichte. С 1976 года изделия фабрики маркируются не собственным клеймом, а клеймом головной фирмы. Должного внимания штаб-квартира фабрике не уделяла, поэтому после слияния ФРГ и ГДР в 1990 году производство остановилось, а корпуса опустели. Только в 1996 году их пробрела German Doll Company, основанная Роландом Шлегелем. Однако новая фирма тут же погрязла в скандалах, так как начала продавать фарфоровые новоделы под видом антиквариата. После 2007 года какие-либо упоминания об активности компании отсутствуют.

История фарфоровой фабрики Carl Scheidig KG (Grafenthal)

Статуэтка «Лань с детёнышем»

Как уже видно по информации выше, открывший здесь свою фабрику Карл Шайдиг явился не на пустое место. Шайдига привлекало большое количество качественного сырья и наличие железной дороги. Глядя на конкурентов, Шайдиг пробовал воспроизвести их наиболее удачные композиции, что позволило получить первую прибыль. К чести владельца фабрики копирование вскоре прекратилось, так как сюда пригласили опытных дизайнеров. Шайдиг внимательно изучил каталоги других местных мануфактур, составил список ходовых товаров, которые они не выпускали, и приступил к производству. Закрытие пустующих ниш значительно увеличило прибыль, что позволило переманить опытных мастеров от конкурентов. В отличие от соседей, как только на горизонте появлялся очередной дилер, Шайдиг выдавал ему бесплатный набор образцов, призывая вернуться уже за крупной партией.

Статуэтка «Кормление голубей»

Одиночные фигурки и групповые композиции Шайдига вскоре распространились не только по Германии, но и по всей планете. Большой объём выпуска и удачные продажи позволили компании пережить не только Первую, но и Вторую мировую войну. Однако, когда граница разделила капиталистическую и социалистическую части бывшего Третьего рейха, фабрика Шайдига оказалась на территории последней. Это привело к разрыву связей со многими странами. Теперь фигурки позволялось поставлять только в страны социалистического блока. В 1971 году власти ГДР решили, что доход бюджета значительно возрастёт, если поставку фарфора расширить и на страны, не входящие в СЭВ. Работа с капиталистическими странами таила опасность возвращения прежних методов управления на те фабрики, которые ещё не подверглись национализации. Поэтому Carl Scheidig KG в 1972 году вошла в состав VEB Porzellanfiguren Gräfenthal, а основной задачей ей поставили наращивание объёма статуэток, которые можно было продать за валюту. Массовость сыграла с изделиями злую шутку, так как год от года производство фигурок упрощалось, и вскоре от прежнего качества не осталось и следа. После объединения Германии новые владельцы с трудом запустили уже практически замершее производство. Но оказалось, что на складах сохранилась вся коллекция старых форм, а в архивах обнаружились подробные описания и чертежи. Находки позволили резко нарастить производство, но уже не в ущерб оригинальному качеству. И сейчас фабрика под названием «Porzellanfiguren Gräfenthal» (известна также и как «Ehemals Carl Scheidig») выпускает более десяти тысяч различных предметов.

Клейма фарфоровых фабрик Графенталь (Grafenthal) по годам

Клейма Carl Schneiders Erben
Клейма Carl Schneiders Erben
Клейма Weiß, Kühnert & Co
Клейма Carl Scheidig
Клейма Carl Scheidig