Своё современное название фабрика Графенталь (Gräfenthal) получила от имени городка, где она расположена, а тот – от фамилии местной дворянской семьи Графенталь, его основавшей. Несмотря на своё малочисленное население, статус города Графенталь (хотя правильнее его называть Гревенталь) получил ещё в 1412 году. Развитию города поспособствовал Saigerhütte Gräfenthal – металлургический завод, работавший неподалёку с 1462 по 1635 год. А через вековой промежуток историю города стало определять производство фарфора. Известность в Советском Союзе фарфор из этого города получил, благодаря концерну VEB Porzellanfiguren Gräfenthal, объединившему несколько местных мануфактур. Рассмотрим историю трёх из них до объединения, в рамках концерна и в постсоветский период.
История фарфоровой фабрики Carl Schneiders Erben (Grafenthal)
Получив опыт по работе с фарфором в Валлендорфе и герцогскую концессию на собственное производство, Карл Шнайдер основал в Графентале свою мануфактуру в 1859 году. К делу он подошёл серьёзно, взяв в качестве модельера Карла Унгера, а в качестве инвестора – Германа Хутшенройтера, получив от последнего полную свободу действий. Первоначально мануфактура звалась Unger, Schneider & Cie и в таком виде промуществовала до 1885 года. Первыми товарами фабрики стала посуда, включая комплекты для детей небольшого размера, и скромный ассортимент кухонных принадлежностей. Взяв пример с успешных предприятий, Шнайдер большей части предметов придавал кобальтово-синие тона, изредка дополняя композицию позолотой. Однако копированию подлежал лишь цвет, но не узоры, которые Карл Унгер придумывал самостоятельно. Творческие находки Унгера привели отметили наградой в 1875 году на Всемирной выставке в Сантьяго (Чили). Проблемой стало клеймо, так как выяснилось, что схожим знаком маркировал свои изделия завод в Гиссхюбеле.
В 1882 году Карл Унгер начинает работать с Бернхардом Шильде, но это будет уже история фабрики Unger & Schilde в Рошютце. Однако нельзя сказать, что он вышел из проекта, так как сотрудничал со Шнайдером до самой его смерти в 1885 году. Затем руководство мануфактурой Шнайдера берёт на себя его сын Пауль. Видя, что Пауль не имеет пока должного опыта, Хутшенройтер активно включается в дело, помогая новому владельцу решать множество проблем. В этот короткий период мануфактура носит название «Schneider & Hutschenreuther». Убедившись, что Шнайдер горит желанием продолжать производство, а положение фабрики стабильно, Хутшенройтер уезжает, так как у него есть планы открыть свою компанию в Пробцелле (Probstzella).
Чтя память отца, Пауль в 1886 году даёт название фирме «Carl Schneiders Erben», которое сохранится вплоть до 1951 года. Большой удачей для него стало появление на фабрике в качестве технического консультанта доктора Вильгельма Веделя. В декабре 1912 года, когда Пауль умер, Ведель становится владельцем фабрики, где на тот момент работало чуть менее двух с половиной сотен сотрудников. Война и последующая за ней неразбериха сильно подкосили дела на мануфактуре. Ведель старался модернизировать фабрику и следовать за новинками фарфоровой моды, но довоенного успеха достичь уже не получалось. Штат сотрудников к 1930 году сократился вдвое. После Второй мировой войны фабрика перешла во владение банка, но продолжала работать, выпуская дешёвый фарфор массового производства для покрытия огромного послевоенного спроса. В 1951 году национализированная фабрика становится частью VEB Porzellanfiguren Gräfenthal. Новое руководство провело ревизию и продолжило выпуск фарфора по старым сериям, которые сочло удачными. С этого момента здесь налажен выпуск малой пластики по общим формам концерна. Так как деятельность концерна в 1972 году остановили, фабрика Carl Schneiders Erben выпустила последнюю партию фарфоровых фигурок, а на следующий год была закрыта.
История фарфоровой фабрики Weiß, Kühnert & Co (Grafenthal)
Видя популярность немецкого фарфора за рубежом, основатели мануфактуры Weiß, Kühnert & Co изначально ориентировались на экспорт своих товаров. Работа фабрики начата в 1891 году. Мгновенного успеха не случилось, но производство постепенно разрасталось и крепло. Перед началом Первой мировой войны на фабрике работало более двух сотен сотрудников. Из числа сделанных здесь статуэток можно выделить фигурки купающихся красавиц и религиозных деятелей. Много выпускали декоративных фарфоровых шарлоток и фарфоровые головы для производителей кукол. Качество фарфоровых изделий было настолько высоким, что мануфактура оказалась в числе тех немногих компаний, которые получили право выпускать по лицензии фигурки Микки Мауса. Для этого даже наняли дополнительный штат. Пика производства фабрика достигла к 1930 году. Другим новым направлением стали декоративные элементы для украшения подводного мира аквариумов, которые поставлялись в Америку. После начала Второй мировой войны фабрику обязали выпускать лишь продукцию военного назначения. По окончании военных действий в течение нескольких лет корпуса были заняты под казармы. Лишь с 1949 года возобновлён выпуск простенькой посуды и пивных кружек.
С 1972 года национализированную мануфактуру преобразуют в VEB Gebrauchsporzellan Gräfenthal, которая позже стала частью VEB Vereinigte Zierporzellan-Werke Lichte. С 1976 года изделия фабрики маркируются не собственным клеймом, а клеймом головной фирмы. Должного внимания штаб-квартира фабрике не уделяла, поэтому после слияния ФРГ и ГДР в 1990 году производство остановилось, а корпуса опустели. Только в 1996 году их пробрела German Doll Company, основанная Роландом Шлегелем. Однако новая фирма тут же погрязла в скандалах, так как начала продавать фарфоровые новоделы под видом антиквариата. После 2007 года какие-либо упоминания об активности компании отсутствуют.
История фарфоровой фабрики Carl Scheidig KG (Grafenthal)
Как уже видно по информации выше, открывший здесь свою фабрику Карл Шайдиг явился не на пустое место. Шайдига привлекало большое количество качественного сырья и наличие железной дороги. Глядя на конкурентов, Шайдиг пробовал воспроизвести их наиболее удачные композиции, что позволило получить первую прибыль. К чести владельца фабрики копирование вскоре прекратилось, так как сюда пригласили опытных дизайнеров. Шайдиг внимательно изучил каталоги других местных мануфактур, составил список ходовых товаров, которые они не выпускали, и приступил к производству. Закрытие пустующих ниш значительно увеличило прибыль, что позволило переманить опытных мастеров от конкурентов. В отличие от соседей, как только на горизонте появлялся очередной дилер, Шайдиг выдавал ему бесплатный набор образцов, призывая вернуться уже за крупной партией.
Одиночные фигурки и групповые композиции Шайдига вскоре распространились не только по Германии, но и по всей планете. Большой объём выпуска и удачные продажи позволили компании пережить не только Первую, но и Вторую мировую войну. Однако, когда граница разделила капиталистическую и социалистическую части бывшего Третьего рейха, фабрика Шайдига оказалась на территории последней. Это привело к разрыву связей со многими странами. Теперь фигурки позволялось поставлять только в страны социалистического блока. В 1971 году власти ГДР решили, что доход бюджета значительно возрастёт, если поставку фарфора расширить и на страны, не входящие в СЭВ. Работа с капиталистическими странами таила опасность возвращения прежних методов управления на те фабрики, которые ещё не подверглись национализации. Поэтому Carl Scheidig KG в 1972 году вошла в состав VEB Porzellanfiguren Gräfenthal, а основной задачей ей поставили наращивание объёма статуэток, которые можно было продать за валюту. Массовость сыграла с изделиями злую шутку, так как год от года производство фигурок упрощалось, и вскоре от прежнего качества не осталось и следа. После объединения Германии новые владельцы с трудом запустили уже практически замершее производство. Но оказалось, что на складах сохранилась вся коллекция старых форм, а в архивах обнаружились подробные описания и чертежи. Находки позволили резко нарастить производство, но уже не в ущерб оригинальному качеству. И сейчас фабрика под названием «Porzellanfiguren Gräfenthal» (известна также и как «Ehemals Carl Scheidig») выпускает более десяти тысяч различных предметов.