«Традиция заключается не в сохранении пепла, а в передаче огня», - это девиз компании Goebel, которая уже почти полтора века делает фарфор, восхищающий весь мир. Кому-то эта фирма знакома лишь по фигуркам M.J. Hummel (им у нас посвящена отдельная статья). Но цель данного обзора – доказать, что фарфор Goebel – это далеко не только фигурки, а огромный мир, наполненный удивительными предметами.
История Goebel
Датой рождения компании считается 30 января 1871 года, когда Вильям Гебель и его отец Франц Детлефф создают компанию «F. и W. Goebel». Мечтая заниматься фарфором, отец и сын производили грифельные карандаши и шарики для детей, так как средств на большее не хватало. В 1878 году недалеко от Кобурга, в местечке Oeslau-Wilhelmsfeld (Эслау-Вильгельмефельд), позже переименованном в Рёденталь, у фирмы открывается первая фарфоровая фабрика (здание построено в 1876-м, а печь заработала в 1879-м году). Далее делами распоряжается только Вильям Гебель, а фабрика в этот период производит высококачественный фарфор с оригинальным оформлением. Компания переименовывается в W. Goebel Porzellanfabrik. Начинается выпуск небольших статуэток. Фигурки детей и животных начинают хорошо раскупаться. Но фирма старается расширить ассортимент, предлагая блюда, тарелки и церковную утварь.
Статуэтка "Воробушек"
В 1911 году управление берёт на себя Макс Луи Гебель, обучавшийся в Нью-Йорке и восхищающийся искусством. Страсть к искусству не мешает ему принимать верные решения в бизнесе. Фабрика его силами преобразуется, как преобразуется и всё, что на ней выпускалось ранее. К 1919 году торговая марка этого направления «Kunstwerkstatten Wilhelmsfeld» получает известность. Все 1920-е гг. проходят под знаменем оформления в стиле ар-деко, благодаря чему образуется целая коллекция примечательных предметов. В 1926 году в репертуар Goebel была добавлена мелкозернистая глиняная посуда. Смерть Макса Луи в 1929 году и крах фондового рынка США, случившийся в тот же период, едва не разоряют компанию. Её спасли Франц Гебель и доктор Ойген Шток, стараниями которых в год 60-летия фирмы начинается модернизация производства. Кроме статуэток фабрика выпускала вазы, пепельницы, лампы, подсвечники и подставки для книг.
Статуэтка "Мальчик с трубой" (пример фигурки M.J. Hummel)
Поворотным моментом стала встреча Франца Гебеля с Марией Инносентией Хуммель, проживавшей в монастыре. Артур Меллер и Райнхольд Унгер сумели превратить милые рисунки художницы в трёхмерные фигурки, которые принесли Goebel всемирную славу. В годы войны производство основного фарфора сокращается. Власть Третьего рейха разрешила выполнять лишь армейские заказы и продавать небольшие партии фигурок M.J. Hummel на экспорт. В 1946 году Мария Инносентия умирает, но после остаётся огромный архив с рисунками – задел на последующие десятилетия. Фигурки M.J. Hummel и вытащили Goebel из финансовой пропасти и послевоенной разрухи.
Статуэтка "Щенок таксы служит"
В 1950 году на волне успеха продаж на американском рынке компания заключает контракт со студией Уолта Диснея, и герои популярных мультфильмов обретают фарфоровое воплощение с клеймом Goebel. Через три года ассортимент продукции существенно расширил Хайнц Шаубах, друживший с Францем Гебелем. Всё лучшее, что выпускалось под маркой «Schaubach-Kunst», теперь начала производить и компания Goebel.
В 1970-е гг. фигурки M.J. Hummel становятся настолько популярными, что в 1977 году создаётся всемирный Клуб коллекционеров Goebel. Прибыль с продаж позволяет компании нанимать известных художников и пускаться во всевозможные эксперименты, стремясь держаться на гребне волны современного искусства. В 1993 году фирма организовала бизнес-подразделения «Подарки и декоративные аксессуары», заложив основу того, чем живёт и сейчас. 125-летие компания встречала с большим размахом и грандиозными планами. На стыке веков Goebel позиционирует себя как один из главных мировых брендов фарфора, изделия которого экспонируются во многих музеях и коллекциях.
Статуэтка "Кот и собака" (автор Romero Britto)
Теракты в США 2001 года подорвали интерес к фарфору, что резко ухудшило финансовые показатели компании. Начался путь вниз, который заставил Goebel в 2006 году объявить себя банкротом. Ситуацию с престижным брендом спас Merrill Lynch, сохранив производство, хотя штат фирмы заметно усох. Для поклонников M.J. Hummel стало шоком, когда Goebel объявила, что больше не владеет правами на выпуск фигурок. К счастью для коллекционеров, их выпуск продолжила компания Manufaktur Rödental GmbH, а после её банкротства – Hummel Manufaktur GmbH (впрочем, потом производство ещё раз сменило хозяина).
Goebel с 2009 года сделала направление «Подарки и декоративные аксессуары» основным. Через год кампанию приобрела PM Kapital GmbH & Co. KG, добавив к ней и другой известный фарфоровый бренд Kaiser-Porzellan. При этом выпуск товаров продолжился под прежними марками. В 2016 году сотрудники Goebel окончательно распрощались с Роденталем. В настоящий момент продукция под этой маркой продаётся в шестидесяти странах. Ассортимент включает примерно две тысячи позиций, связанных с классическими или современными художниками.
Продукция Goebel
Коллекция домашнего декора Château – это стильные чашки, тарелки, элегантные лампы и вазы в чёрно-белых тонах. Её дизайнером стала принцесса Майя фон Гогенцоллерн (обладательница престижной награды Asia Design Award Gold). Подборка изысканных предметов даст ощущение, что вы живёте в самом настоящем замке. Как заявляет создательница коллекции, в тесном сотрудничестве с Goebel она представляет молодой и модный дизайн с королевским оттенком.
Goebel всегда славилась предметами ручной работы, и эта традиция никуда не делась. Тому подтверждение – рождественские серии, наполненные индивидуальными шедеврами. Несмотря на то, что дизайн создаётся современными художниками, от предметов исходит дух многовековой истории, словно каждая фигурка сделана много-много лет назад. Ручная роспись делает каждый из предметов неповторимым.
Пасха – это не только религиозный праздник, но и ожидание весны. Это ожидание можно наполнить подборкой фигурок милых маленьких кроликов. Создатели коллекции жалеют лишь о том, что Пасха так быстро заканчивается. Но кролики помогут сохранить её дух вплоть до следующего праздника.
Направление Artis Orbis стало классическим для Goebel. Оно предлагает любоваться шедеврами известных живописцев не на плоских полотнах, а на самых неожиданных предметах. В статуэтках воплощаются картины Альфонса Мухи. Зарисовки, которые рисовал Карл Ларссон, причудливо смотрятся на округлых стенках бокалов. Милая пестрота красок Клода Моне удивительно хороша на стенках причудливых ваз. А ещё есть коллекция, как тот или иной художник увидел бы ангела. Artis Orbis поможет взглянуть на искусство новым взглядом.