«А» - первая буква алфавита, а имя «Антон» начинается именно с неё. Это имя играет огромную роль в судьбе фарфоровой фабрики Gloria, основанной в Чехословакии, но позже перебравшейся в Германию. Её история ещё требует уточнений, так как по некоторым источникам Gloria – это название всего лишь художественной мастерской по росписи фарфора, купленной в 1929 году братьями Вайдль. Поэтому воспользуемся сведениями непосредственно с сайта правообладателя торговой марки «Глория».
Чайная пара с цветочным декором
Фарфоровая фабрика Gloria (Altrohlau, Чехословакия)
Фарфоровую мануфактуру Gloria в городе Altrohlau (Stará Role), примыкавшем к Карловым Варам, в 1920 году основал Антон Вайдль (Anton Weidl). «Глория» - типичный представитель карловарского фарфора, где несколько поколений семьи были тесно связаны с фарфоровым бизнесом. Отец основателя (Антон Вайдль-старший) расписывал фарфор на заводе Schloß Gieshübel, расположенный там же, в Судетах, и дорос до поста управляющего художественной частью, после чего решил всё делать сам. Результатом стало создание в 1913 году фабрики в городе Фалькенау (имеется в виде не Саксония, а населённый пункт Falkenau an der Eger неподалёку от Карловых Вар). Юный Антон, которому тогда только-только исполнилось 14 лет, вместе с двумя братьями помогал отцу на фабрике, постигая основы производства фарфора. Через четыре года отца мобилизовали, и управление делами полностью легло на плечи юноши.
В 1918 году на части обломков Австро-Венгрии образовалась Чехословакия, а через два года Антон, взяв в помощь брата Эрнста, создаёт мануфактуру Arnošt a Antonín Weidl, более известную как Gloria. На выбор места для фабрики повлияло наличие здесь качественного сырья. В истории фабрики указано, что она «быстро превратилась в одну из крупнейших фарфоровых мануфактур того времени с уникальной продукцией». Тем не менее, в списках значимых фарфоровых производств города «Глория» (в отличие от Moritz Zdekauer, Oscar & Edgar Gutherz или Victoria) не упоминается. Однако Вайдлям удалось не только открыть фирменные магазины в местных курортных городах, но и наладить поставки за границу.
В чём же указанная «уникальность продукции»? И была ли она вообще? Нет, хроники «Глории» не наврали. В 1920-е гг. здесь действительно было выпущен ряд интереснейших предметов. Самым известным художником, которого удалось привлечь к сотрудничеству, стал Вильгельм Фокке (Wilhelm Heinrich Focke). Преподавая в Бременской школе прикладного искусства, а затем став внештатным и независимым художником, Фокке сотрудничал со многими фирмами. Для «Глории» он создал чёрно-белые эскизы, посвящённые конному спорту.
Выделиться «Глории» помогла роспись, когда рисунок или жанровую сценку на золотом фоне создавало не добавление иных цветов, а обычный рельеф, полученный с помощью специальной пасты. Золотой ободок превращался в целую композицию, включающую множество сюжетов. А центральный медальон задавал главную тему. Популярны были изделия, выполненные в так называемом «старом Венском стиле», соединившие буйство красок с тончайшей росписью.
Большой вклад в художественное дело фабрики сделал ещё один Антон - Лангхаммер (Anton Langhammer). Он получил художественное образование в Венгрии, а много позже, уже выйдя на пенсию, освоил рельефную живопись на фарфоре. Благодаря этому художнику появились сервизы и чайные пары, декорированные пейзажами, выполненными вручную. То есть каждый предмет превращался в художественную миниатюру, изобилующую мельчайшими, мастерски прописанными деталями. Очень красивы выполненные Лангхаммером яркие цветочные узоры. Его же авторства декоративные вазы «Глории», украшенные золотыми драконами в восточном стиле.
В 1938 году Судетская область, включая Карловы Вары, стали частью Третьего рейха. Во время войны часть помещений заняли для производства оружия. Братья Вайдль прилагали огромные усилия, чтобы сохранить коллектив, надеясь, что после завершения военных действий фарфор снова станет востребованным. Однако их планы перечеркнула послевоенная политика Чехословакии по изгнанию немецкого населения. Семья Вайдль в 1945 году лишилась фабрики, а через год вынуждена была покинуть страну. На фабрике, где осталась примерно сотня работников, организовали народный кооператив по типу артели, который продолжил работать с фарфором. Но примерно в 1949 году все мелкие фарфоровые производства начали объединять, делая частью «Карловарского фарфора» или закрывая. На этом старорольская часть истории «Глории» закончилась.
Фарфоровая фабрика Gloria (Bayreuth, Германия)
Тарелка настенная «Мифология» (Баварский период Gloria)
Куда же делись Вайдли? Они уехали не так уж далеко от родных мест. Их принял город Байройт (Bayreuth) в Баварии, находившейся тогда в Американской оккупационной зоне и ставший местом прибежища для многих немцев, переживших исход. Полученный за три десятилетия работы с фарфором опыт помог Антону Вайдлю начать всё с нуля. Впрочем, из Старой Ролы вместе с ним в Баварию прибыла и небольшая команда прежних работников. Вместе они быстро восстановили всё то оформление, чем славилась довоенная «Глория». Так как старого завода больше не существовало, за торговую марку Gloria с Чехословакией бороться не пришлось.
С 1977 года компанией руководит Хорст Вайдль, также освоивший производство фарфора ещё в юные годы. Его усилиями коллекция предметов с художественным оформлением значительно разрастается, а фарфор Gloria продаётся по всему миру. Из художников нового поколения выделяется Хайнц Грюнер, который мастерски создавал пейзажи в восточном стиле. Его сотрудничество с Глорией продолжалось до конца 1990-х гг. После смерти Хорста Вайдля в 2014 году всеми делами компании заправляет его дочь Биргит. В ассортименте Gloria сохраняются и старые изделия, однако он постоянно дополняется стильными новинками.
Клейма фарфора Gloria
Главный и обязательный элемент клейма – буквы «A» и «W» (Anton Weidl) в короне, а также надпись «GLORIA». Чаще всего этот элемент либо выполнен в цвете золота, либо имеет золотую отделку. Правообладатель знака говорит, что так демонстрируется неразрывная связь понятий «золото» и «GLORIA».
Довоенное клеймо имеет узнаваемый стиль с указанием, что перед нами высококачественный карловарский фарфор. Указание может быть приведено на разных языках.
Иногда в состав клейма входят дополнительные элементы. В примере выше интересным является разделение названия страны.
Послевоенное клеймо сообщает, что теперь фарфор Gloria выпускают в другом месте.