Российская империя XVIII века. Эпоха дворцовых переворотов, пышных причёсок, роскошных балов и знати в костюмах, расшитых золотом и драгоценными камнями. На зарубежные товары, в том числе и изделия из фарфора, тратятся баснословные средства. Почему бы не заняться, выражаясь современным языком, «импортозамещением»? Так думали и государственные мужи, и предприниматели.
Основание и расцвет фабрики Гарднера
Развитие отечественной индустрии изготовления фарфора началось ещё при императрице Елизавете, когда в Петербурге был основан Императорский фарфоровый завод, а уже через 10 лет под Москвой российским подданным шотландского происхождения Францем Гарднером было начато крупное частное производство фарфора.
Официально это производство получило статус фабрики лишь через 12 лет, уже при Екатерине II, к тому времени обретя определённую известность и рынок сбыта. Фабрика Гарднера стала первым частным предприятием по изготовлению фарфоровых изделий в России и, наряду с Императорским фарфоровым заводом, считается одним из пионеров в производстве русского фарфора.
Гарднеровский фарфор стремительно обретал популярность, его качество было ничуть не хуже фарфора знаменитых европейских брендов, тем более что на начальном этапе на фабрике Гарднера работали приглашённые мастера из Европы. Сама Екатерина II пользовалась изделиями этой фабрики, а талантливый шотландец был удостоен императрицей личного приёма – что могло быть для Гарднера лучшей рекламой его фарфора?
С ростом моды на гарднеровский фарфор росли и объёмы его производства. Помимо эксклюзивных изделий, делавшихся под заказ для высшего света, со временем Гарднер начал и выпуск продукции «попроще» - фарфора массового спроса.
На момент смерти Франца Гарднера в 1796 году его фабрика считалась лучшим частным производством фарфора в России. Однако с переходом завода под управление его жены на несколько лет наступил упадок, преодолеть который и вдохнуть в предприятие новую жизнь удалось его сыновьям. Расцвет фабрики Гарднера продолжался вплоть до второй половины XIX века: гарднеровский фарфор завоёвывал высшие награды на выставках, а сама торговая марка удостоилась звания «Поставщик Двора Его Императорского Величества».
Кризис фабрики и её возрождение в «кузнецовский» период
Глубокий кризис на гарднеровском предприятии наступил при внуках основателя фабрики. Художественный уровень изделий начал снижаться. В погоне за массовостью продукции стало падать и качество фарфора. Пик упадка фабрики Гарднера пришёлся на конец XIX века, когда её владелицей стала жена одного из внуков Франца Гарднера. Фабрика терпела убытки, она серьёзно отстала в техническом оснащении, спрос на её продукцию сильно упал. Итогом стала продажа предприятия Матвею Кузнецову, строившему в те годы свою знаменитую «фарфоровую империю». В этот «кузнецовский» период фабрика Гарднера начала своё возрождение, а её продукция вновь стала конкурентноспособной и востребованной.
Фабрика Гарднера в годы СССР
В годы советской власти предприятие было национализировано и переименовано в «Дмитровский фарфоровый завод». Как и на других фарфоровых заводах в ассортименте появился так называемый «агитационный» фарфор.
В годы Великой Отечественной войны мощности завода в бо́льшей степени были переориентированы в сторону продукции для электрооборудования и медицины, вернувшись к выпуску привычных гражданских изделий в послевоенные годы.
Гарднеровский фарфор в наше время
После распада СССР силами сотрудников завод был преобразован в ЗАО и стал называться «Фарфор Вербилок» по имени населённого пункта, где с момента основания и располагалось производство.
Также используется и общеизвестный бренд, которому более 200 лет – «Мануфактуры Гарднер». Как и в прежние годы, продукция этого предприятия завоёвывает награды на престижных выставках, а завод удостоен внимания на высшем уровне и среди современных руководителей государства, являясь Почётным членом Гильдии поставщиков Кремля.