Ćmielów (Чмелев или Цмелюв) – это город в Польше, а «Fabryka Porcelany AS Ćmielów» – это фарфоровый завод, который расположен в этом городе. Его продукция поступает на рынки под маркой Cmielow (Ćmielów).
История фарфора Cmielow
Завод считается старейшим керамическим предприятием Польши. Его возникновению послужила привилегия, выданная королём Польши Августом III в 1750 году местным ремесленникам. Она позволила им торговать гончарными изделиями не только на местных рынках, но и по всей стране. Подтверждение привилегии в 1768 году превратило Чмелев в центр гончарных промыслов. Благодаря этому в 1790 году гончар Войтас объединил вокруг себя нескольких мастеров, что послужило созданию скромного заводика.
Неизвестно, какими были их самые первые изделия, но дело развивалось, и с 1804 года данный завод уже упоминается в местных документах. Правда, к этому времени его владельцем становится предпоследний коронный канцлер Польши и видный её государственный деятель Яцек Малаховский. Завод под присмотром выписанного из немецких земель мастера Адольфа Фридриха Ватке начинает выпускать фаянс. С 1809 года завод быстро развивается. Ни раздел Польши после наполеоновских войн, ни переход предприятия после смерти Малаховского его дочери не влияет на интенсивный рост. Участвуя во всевозможных выставках, Ватке добился не только известности марки, но и выставочных наград.
Реорганизация завода произошла в 1830 году, когда его совместно выкупили граф Войцех Пусловски и графиня Тереза де Кампо Сципион. Спектр изделий решили расширить, из-за чего предприятие переименовали в «Фабрику фаянсов, фарфора и каменно-керамической посуды в Чмелеве». После ухода Ватке с завода, его на директорском посту заменил Габриель Вейсс. При нём начинается строительство новых цехов, превративших небольшой завод в масштабное по тем временам предприятие. Польские историки (например, Ewa Klekot) считают, что первый фарфор здесь произвели около 1838 года.
Набор кофейный из 3 предметов. Мануфактура "Cmielow", Польша (1960-1980 гг.)
Несмотря на успешное развитие, завод постоянно перепродают, пока он не оказывается у купца Казимежа Цыбульского сначала в аренде (1863 г.), а затем и в полном владении (1870 г.). Имея большой опыт в торговле стеклом и керамикой, Цыбульский начинает масштабные эксперименты. Например, с помощью художника-керамиста Станислава Тилле на заводе открыт цех художественной майолики. Тем не менее, большое количество аналогичных фаянсовых и фарфоровых фабрик в Польше делает производство всё менее выгодным. В 1870-е годы завод концентрируется на каменно-керамической посуде (чайники, банки, бочонки и пр.). И только благодаря Станиславу Цыбульскому, обучавшемуся во Франции, здесь в 1879 году возобновили выпуск фарфора.
После смерти Цибульских новый хозяин решает делать только фарфор, заключив контракт на поставку глины из Лиможа, которая шла на знаменитый Лиможский фарфор, и выписав на Керамическую фабрику «Чмелев» французских мастеров фарфора. В гонке конкурентов Чмелевский фарфор активно опережает все местные аналоги. Открываются магазины не только Лодзе и Варшаве, но даже в Киеве и Москве. После обретения Польшей независимости предприятие развивается дальше, а его владельцы даже выкупают другую известную марку – Chodzież (Ходзеж). К 1938 году каталог фирмы насчитывает 590 различных позиций. Продукция успешно расходится по всему миру, а среди заказчиков значились даже королевский двор Бельгии и Ватикан.
В советской Польше фирму национализируют, но без внимания не оставляют. По примеру лучших фарфоровых заводов СССР (ЛФЗ, ЛОЗ, Коростень и др.) здесь осваивают малые художественные формы – декоративные фигурки, которые тоже активно раскупаются. Постсоциалистический период приводит сначала к упадку, а потом и разделению брендов Ćmielów и Chodzież на самостоятельные производства. Однако фирма до сих пор на плаву и сдаваться не собирается, выпуская как посуду, так и фарфоровые фигурки. Годовой оборот завода составляет 1 000 000 злотых. Самой большой коллекцией Чмелевского фарфора обладает Национальный музей в Кельце.
Изделия Cmielow
Продукцию бренда отличает уникальная рецептура фарфоровой массы, заключающаяся в процентном соотношении белой глины (каолина), кварца и полевого шпата. Поэтому завод заключает контракты на поставку сырья не только в Польше, но и Венгрии, Чехии, Франции и ФРГ. Современный Cmielow – это ручная выделка элитного фарфора, основанная на довоенных традициях завода.
Чайная пара "Масти". Мануфактура "Cmielow", Польша (1960-1980 гг.)
По оригинальному довоенному рецепту Бронислава Крыньского (11 компонентов фарфоровой массы) завод выпускает розовый фарфор. Новинкой фирмы стал «изумрудный фарфор», к созданию которого много усилий приложил Адам Спала – нынешний владелец Cmielow. В состав массы здесь входит кварц из молотых изумрудов (изумрудная пыль).
Рекламные чашки. Мануфактура "Cmielow", Польша (1951-1990 гг.)
Сейчас в каталоге Cmielow можно найти следующие категории товара с четырьмя сотнями образцов дизайна:
- фарфоровые фигурки;
- позолоченные чашки (24-каратное золото);
- кружки;
- художественные вазы;
- декоративные тарелки;
- ручная роспись на фарфоре (картины).
Большинство коллекций пришло ещё из 1960-х гг., когда продукцией Cmielow занимался Варшавский институт промышленного дизайна.
Каталог клейм Cmielow по годам
На протяжении двух веков эмблема завода неоднократно менялась. Выше приведена подборка основных типов по годам. Более подробное представление о мельчащих трансформациях товарного знака может дать каталог польского фарфора.
Общепризнанным товарным знаком Cmielow стал треугольник, в центре которого заключена первая буква названия города Цмелов (Чмелев) и завода, где он находится. Под треугольником дата основания предприятия - 1790 год.
Нынешний владелец мануфактуры Адам Спала – личность неординарная. Он занимается не только административными проблемами, но и разработкой новых художественных форм, не чураясь самостоятельно расписывать изделия. Датой основания предприятия сам Спала считает 1804 год. Его неординарность проявилась и в новом логотипе, куда вошли инициалы «A» и «S». Они также включены и в само название фирмы – «AS Ćmielów».