Продукция завода привлекала потребителей не только невысокой ценой, но и самобытной нарядной росписью, разнообразием форм.
Первая тарелка на заводе «Чайка» была выпущена в марте 1960 года. Предприятие создавалось в ускоренном режиме, чтобы как можно скорее обеспечить посудой население южного региона нашей страны. Цеха проектировали ленинградские специалисты. Уже к 1970-м годам продукция приобрела собственный стиль.
Супница с цветочным узором, фаянс, аэрография, ручная роспись, 1960-1991 гг.
Мастера ФФЗ «Чайка»
Первым главным художником стала Людмила Никифоровна Павлова. Для изучения традиционной росписи и создания трафаретов группу художников отправили в экспедицию по Кубани. Они собрали образцы посуды, для которой был характерен особый колорит южного края. В 1960-е годы здесь сложилась собственная художественная школа. Мастера сочетали простые удобные в быту формы с художественной выразительностью. Знаменитые сервизы Павловой выставлялись в Москве и Петербурге, работы награждались дипломами.
Чайкинская продукция пользовалась огромным спросом. Роскошные сервизы, декорированные золотом и кобальтом, украшали дома партийной советской элиты, купить их в магазине было невозможно. Эксклюзивными изделиями могли наградить ударников труда. Да и посуду повседневного пользования моментально сметали с прилавков. «Чайка» производила фарфор и фаянс для предприятий общепита.
Набор из 2 кружек с цветочным декором, фарфор, деколь, золочение, 1960-1992 гг.
Один из самых известных сервизов Павловой — «Лунный». Модель была разработана в 1954 году на ЛЗФИ, первый образец изготовили через 3 года. В начале 1960-х годов на «Чайке» запустили его серийное производство. Многие художники оттачивали на нём свое мастерство, пробовали разнообразные эскизы.
Первый скульптор завода — Эльфа Валерьяновна Гаранько. Художественное образование она получила в Ленинграде. На ФФЗ «Чайка» пришла в 1963 году, работала до 1965 года. Участвовала в выставках, скульптуры изготавливала в единичных экземплярах, не позволяла запускать их в массовое производство, многие формы уничтожала. Тяжелый характер мешал гениальной Эльфе Валерьяновне построить карьеру.
Николай Петрович Турков — еще один знаменитый мастер, который работал в художественной лаборатории «Чайки». Он основал экспериментальный участок при заводе. Его керамика, витражи, деревянные панно, мозаики украшали краснодарские, сочинские, новороссийские общественные заведения. После распада СССР новые владельцы зданий занялись ремонтом, не заботясь о сохранности произведений известных мастеров. Часть работ уцелела, они хранятся в местном краевом музее, в частных коллекциях, в музеях Москвы и Санкт-Петербурга.
«Кубаньфарфор»
После распада СССР завод «Чайка» стал ЗАО ПКФ «Кубаньфарфор», в 2003 году вошёл в кубанский холдинг «СБС». Предприятие работало на старом оборудовании, модернизировать его было невыгодно. В Россию стали привозить фарфоровые заготовки из Китая, которые наши мастера декорировали. Это оказалось дешевле, чем производить тонкостенную керамику с нуля. К 2010 году полный цикл производства сохранился только для фаянса.
При заводе работал музей, но всю коллекцию сервизов, декоративных изделий, бытовых вещиц сохранить не удалось. Продукцию стали продавать на блошином рынке. Производство перевели в Белореченский район, оно сократилось до масштабов небольшой артели. Мастера принимали заказы на роспись чужих изделий. К 2020 году «Кубаньфарфор» находится на пороге банкротства.
Клейма ФФЗ «Чайка» по годам
В конце 1959 года среди работников завода устроили конкурс на лучший символ завода. Комиссия отобрала 2 изображения, созданных Н.А. Шаповаловым. Первый рисунок — жаворонок, который водится в кубанских степях. Второй — чайка, символ моря, белизны тонкостенной керамики. Второй вариант одобрили без доработок. Николай Алексеевич получил художественное образование во Львове, работал на Барановском заводе, в это время стал автором вазы ко дню рождения И.В. Сталина. В 1959 году по направлению партии перебрался в Краснодар запускать ФФЗ, где проработал до 1971 года.