Стартовой точкой знаменитого фарфорового бизнеса семьи Карстенсов можно назвать 1878 год, когда в Эльмсхорне (немецкий регион Шлезвиг-Гольштейн) была организована компания, поставляющая керамику. Хорошая прибыль позволяла захватывать новые направления, среди которых главным оказался модный на то время фарфор. Пик расцвета бизнеса пришёлся на период, начавшийся после Первой мировой войны. Множество маленьких мануфактур стало разоряться из-за нестабильной ситуации в проигравшей Германии. А семья Карстенсов, имевшей большой капитал, начала последовательно приобретать фарфоровые фабрики и заводы. К концу 1930-х гг. все их «владения», действительно, можно было счесть за фарфоровую империю, что позволило Карстенсам превратиться в одного из самых известных поставщиков изделий из керамики, фаянса и фарфора. Примерный список главных предприятий, принадлежавших Карстенсам, выглядит так:
- Нойхальденслебен (Neuhaldensleben, ныне Haldensleben)
- Райнсберг (Rheinsberg)
- Эльмсхорн (Elmshorn)
- Вальхаузен (Wallhausen)
- Зорау (Sorau)
- Райхенбах (Reichenbach)
- Хиршау (Hirschau)
- Ратенов (Ratenow)
- Графенрода (Gräfenroda)
- Цевен (Zeven)
- Бланкенхайн (Blankenhain)
- Георгенталь (Georgenthal)
- Любек (Lübeck)
Кроме того, существовала сеть мелких предприятий, связанных с Карстенсами, деятельность которых до сих пор не исследована. Разберём, как проходил «карстенсовский» период на некоторых заводах, ставших известными брендами фарфора.
Веймарский кобальт
Городок Бланкенхайн, расположенный неподалёку от Эрфурта, Веймара и Йены, известен в производстве фарфора не меньше, чем близлежащий Рудольштадт. Наибольшую популярность получила местная марка Weimar Porzellan. Мануфактуру, владеющую этой маркой, Эрнст Карстенс приобрёл в 1917 году. В 1926 году, благодаря налаженным связям Карстенса с Богемией, здесь начали выпускать кобальтовый фарфор, быстро ставший знаменитым. Его поставляли по всей Европе, а также в США и восточные исламские государства. 18 июля 1948 года власти ГДР национализировали фабрику, оставив прежнюю торговую марку.
Фарфор Зорау
Фирма Christian & Ernst Carstens воспользовалась неудачной перепродажей фарфоровой мануфактуры Готхарду Курциусу и в 1918 году перекупила её, сделав частью семейного бизнеса. За пять лет завод в Зорау был переоснащён и модернизирован, став к 1923 году весьма многообещающим предприятием. Благодаря его мощностям, Карстенсы превратились в одного из главных воротил фарфорового бизнеса, на тот момент уступая по объёму разве что Villeroy & Boch. Большие деньги позволили пригласить для росписи знаменитых художников того периода и поднять известность Carstens Porzellan на новый уровень. Во аремя Второй мировой войны составившее славу фарфору Зорау золочение запретили, а основным направлением выпуска стал технический фарфор. После войны эта территория отошла к Польше. Город Зорау стал называться Жары, а его немецкое население начали вытеснять. Производство фарфора здесь прекратилось, а поляки не стали его возобновлять.
Райхенбахский фарфор
В 1918 году братьями Кристианом и Эрнстом Карстенами была приобретена и мануфактура в Райхенбахе. Семье удалось сделать из проблемного предприятия процветающий завод, в котором работал чуть ли не каждый пятый житель Райхенбаха. После войны Reichenbacher Porzellanfabrik C.&E. Carstens оказалась в советской зоне оккупации. Завод продолжал работать, принадлежа семье Карстенсов, однако власти ГДР всё больше забирали его управление в свои руки. Невозможность принимать решения заставила Карстенсов отказаться от предприятия, которое продолжило работать под прежней маркой, однако убрав из неё упоминание «Carstens Porzellan».
Фарфор Carstens Gräfenroda
Фабрику в Графенроде семейный бизнес не перекупал, а основал с нуля. Целью мануфактуры, созданной в 1919 году, было начать сразу с модных форм и декора, не переучивая персонал и не меняя оборудование. Задумка удалась, так как местный фарфор прославился благодаря технике аэрографии (Spritzdekor). Руководство оперативно реагировало на новые веяния в моде, что позволяло эффектно выделяться на фоне классического фарфора. Для разработки новых форм в Графенроду пригласили Артура Хеннига. Он привлёк к работе студентов Королевской керамической технической школы, расположенной в Бунцлау (ныне Болеславец), и сделал фарфор Carstens Gräfenroda узнаваемым. После войны Графенрода, как и вся Тюрингия, оказалась на территории, и Карстенсы утратили контроль над фабрикой.
Майолика Carstens Tönnishof
Вторая мировая война перечертила границы, оставив фарфоровые мануфактуры Карстенсов на землях, начавших строить социализм (Польша и ГДР). Утратив былое могущество, семейство Карстенсов решило вернуться к керамике, которая когда-то подарила им богатству и славу. Для этого была выкуплена старая ферма, силуэт которой стал новой торговой маркой Карстенсов. Уже в 1950 году Карстенсы вернулись в четвёрку главных немецких производителей керамических изделий. Далее последовал контракт с австрийской фирмой Goldscheider, по которому Карстенсы начинают выпуск популярных на то время фигурок. Постепенно ежедневный выпуск возрос до 10 000 предметов, которые продавались не только в Западной Европе, но уходили в Южную Америку и Австралию. Компанию погубили раздоры в семье, так как мнения о том, какое направление выбрать главным, разделились. Ряд неудачных решений привёл компанию к убыткам, что вызвало отток высококлассных специалистов. 28 апреля 1977 года фирма окончательно обанкротилась, и производство купила семья Kiel, ранее здесь работавшая и хорошо знавшая возможности производства. Мастерская существует по сей день, но бренд Carstens Porzellan с того момента окончательно ушёл в историю.