Фарфоровая мануфактура «Carl Schneider's Heirs», располагавшаяся в немецком городе Графенталь (хотя правильнее его называть Гревенталь) может показаться кому-то фабрикой-призраком. Её фарфор часто выставляется на аукционах, а о торговой марке говорят с уважением. Но в каталогах немецкого фарфора упоминание об этом бренде не найти. Почему? Оказывается, здесь вступают в дело особенности перевода. Если имена собственные при переводе оставляют неизменными и только изредка приводят в соответствие с местными правилами, то остальные слова переводу традиционно подлежали. Это на своём примере почувствовала фабрика, основанная Карлом Шнайдером, когда в 1886 году стала зваться «Наследники Карла Шнайдера». И вот тогда слово «Erben» в переводе на английский превратилось в «Heirs». Поэтому перед любителями антикварного фарфора, оказавшимися на международной ярмарке, зачастую встаёт проблема: как же всё-таки эту мануфактуру называть?
Статуэтка «В повозке» (1951-1972 гг.)
Ранние годы фабрики Карла Шнайдера (Porzellanfabrik Unger, Schneider & Cie)
Поработав на фарфоровой мануфактуре в Валлендорфе, Карл Шнайдер подумал, что куда выгоднее основать собственное дело. Тем более, что у него уже было выгодное знакомство с Карлом Унгером, знавшим секреты создания форм для фарфора, и Германом Хутшенройтером, давно интересовавшимся фарфоровой отраслью и готовым вкладывать в неё деньги. На основе взаимной договорённости в 1859 году возникает компания Unger, Schneider & Cie, в названии которой Хутшенройтер не фигурирует, так как управление лежит на двух основных партнёрах.
Салфетница «Девушка с лебедями» (1952-1972 гг.)
Начать решили с простых предметов, поэтому первые несколько лет на продажу выставлялись миниатюрные наборы для детей, разнообразная посуда и кухонные аксессуары. Расцветка тоже выполнялась в традиционном для здешних мест стиле: «луковые» и «цветочные» узоры в кобальтово-синих стилях, оттенявшихся позолотой на посуде подороже. Тем не менее, предметы не копировали соседские аналоги, а стремились к оригинальности. На фоне массовой росписи предметы фабрики Карла Шнайдера привлекали внимание, что помогло зарубежным поставкам. Продвижению на мировом рынке сильно поспособствовала награда Всемирной выставки в Сантьяго (Чили), полученная в 1875 году. Одновременно выявились проблемы с маркировкой, так как фабричное клеймо очень напоминало знак мануфактуры, расположенной в Гиссхюбеле.
Статуэтка «Кавалер с дамой» (1952-1972 гг.)
В 1875 году появилось первое узнаваемое клеймо в виде буквы «G» с двунаправленной вертикальной стрелкой. После успеха на Всемирной выставке в Париже (1878 г.) компаньоны решили потратиться и на регистрацию торговой марки в Герцогском окружном суде. Поэтому на Всемирной выставке 1879 года (г. Сидней) клеймо украшало удостоившейся награды фарфор уже полноправно. В 1882 году Карл Унгер покинул управляющий пост, так как его заинтересовала работа с Бернхардом Шильде. Вместе они реорганизовали разорившуюся мануфактуру в Рошютце, впоследствии получившую известность под именем Porzellanfabrik Unger & Schilde. Однако он помогал Карлу Шнайдеру с делами до самой смерти последнего.
Фабрика Carl Schneiders Erben (1886-1951 гг.)
Статуэтка «Экипаж» (1951-1972 гг.)
Пауль Шнайдер, помогавший отцу ещё с 1880 года, принял управление фабрикой в свои руки в 1885 году. На первых порах ему помогал Хутшенройтер, из-за чего его имя на короткий период возникло в названии. Однако Хутшенройтера более тянуло к делам собственной компании в Пробцелле. Поэтому, полностью отладив процесс, он оставил Пауля управлять единолично, однако тот решил привлечь к делу всё своё семейство. Решение оформилось в смене названия на «Наследники Карла Шнайдера» («Carl Schneiders Erben» по-немецки или «Carl Schneider's Heirs» по-английски). Изменилась и торговая марка, получив корону сверху и дату основания снизу. И название, и клеймо сохранятся на долгие годы.
Разумеется, дальнейшему развитию компании больше поспособствовала не смена вывески, а знакомство Пауля с доктором химических наук Вильгельмом Веделем. Став техническим консультантом компании, Ведель значительно улучшил состав исходной смеси, что позволило выпускать фарфор очень высокого качества. Скопив капитал, Ведель в 1899 году вошёл в дело как полноправный партнёр.
Статуэтка «Чайка» (1952-1960 гг.)
Миновав пик успеха, торговая марка «Carl Schneider's Heirs» постепенно входило в полосу неурядиц и разочарований. Угнаться за изменчивой модой получалось далеко не всегда, а старое оборудование начало выходить из строя. В конце 1912 года Пауль Шнайдер умер, и Вильгельм Ведель начал единоличное управление мануфактурой со штатом в 240 человек. В 1913 году дела пошли хуже, поэтому началось сокращение штата. Если знаний по химии у Веделя было более чем достаточно, то организационные дела часто оказывались для него слишком сложны. К 1930 году число рабочих на фабрике сократилось наполовину, а Ведель перенапряжением сильно подорвал своё здоровье и умер незадолго до начала Второй мировой войны.
Послевоенная судьба торговой марки «Carl Schneider's Heirs»
Лампа настольная, электрическая, основание представлено скульптурной композицией
Смерть Веделя не остановила производство, но фабрика к тому времени уже находилась в залоге у банка-кредитора. Банк осуществлял посильное управление мануфактурой, что дало ей продержаться все годы войны. Если заглянуть в документацию, датированную 1947 годом, то можно выяснить, что на тот момент фабрика обладала штатом в 70 человек. В отличие от многих других производств, которые разорила война, здесь даже наметилось некоторое улучшение дел, ведь спрос на посуду начал резко расти.
Статуэтка «Девушка в национальном костюме» (1952-1960 гг.)
Оказавшись на территории Восточной Германии, начавшей строительство социализма, фабрика в 1951 пережила национализацию и стала частью государственного концерна VEB Porzellanfiguren Gräfenthal, куда также вошла расположенная неподалёку мануфактура Carl Scheidig KG. Вместе с новой торговой маркой («ножницы») продолжалось использование и старого клейма. 1960-е гг. стали для фабрики периодом спокойной стабильности. Имея большой опыт в деле производства фарфоровых статуэток, а также запас пресс-форм для популярных предметов, фабрика наряду со следующим поколением статуэток выпускала и «новоделы» старых, при этом не ставя на них никаких дополнительных отметок. Эксперты отличают «новоделы» социалистического периода от довоенных «староделов» по цветовой схеме.
Конец 1960-х гг. стал периодом укрупнения народных предприятий ГДР, когда небольшие фабрики соединяли вместе, образуя гигантские предприятия для масштабных задач. Но этот процесс на концерне VEB Porzellanfiguren Gräfenthal отразился негативно, так как его решили закрыть. В 1972 году мануфактура Carl Schneiders Erben выпустила свои последние статуэтки, а в 1973 году прекратила своё существование. Вместе с ней закончилась история и фарфорового бренда «Carl Schneider's Heirs».
Клейма Carl Schneider's Heirs по годам
Если традиционное клеймо с буквой «G» и двунаправленной стрелкой было хорошо известно, то клеймо «ножницы», появившееся после 1951 года, долгое время считалось у англоязычных знатоков фарфора загадкой. Такие каталоги, как Danckert или Roentgen, его не упоминали. Наконец, исследователи, основываясь на дате «1859», входящей в состав клейма, и схожестью предметов с этим клеймом с изделиями Carl Schneiders Erben, провели тщательный анализ. В результате выяснилось, что аналогичные предметы, имеющие разный тип клейма, были отлиты из одних и тех же форм. Оставалось обратиться в краеведческий музей Гревенталя, сотрудники которого подтвердили догадку. После эксперты иронизировали, что разгадка лежала на поверхности, ведь ножницы вместе с иглой и нитками являются непременным атрибутом портного, а немецкая фамилия Schneider переводится как «портной». Возвращаясь, к проблемам перевода, обозначенным в самом начале, можно предположить, что при излишнем старании переводчика название «Carl Schneiders Erben» могло превратиться даже не в «Carl Schneider's Heirs», а в «Carl Tailor's Heirs». Точную дату, когда предметы начали маркировать клеймом «ножницы» пока определить невозможно.