Производить фарфор на мануфактуре Каподимонте начали в 1743 году. Король Испании Карл III Бурбон, завоевавший итальянский Неаполь и Сицилию, по настоянию своей супруги – королевы Марии Саксонской – решил основать в Неаполитанском королевстве производство «белого золота».
Первые годы
Мария Саксонская многие годы с большим интересом относилась к прикладным искусствам и могла похвастаться развитым художественным вкусом. Ее дед – Август II Сильный ранее открыл фарфоровую мануфактуру в немецком городе Мейсен, прославившуюся своей продукцией на всю Европу. Мария надеялась, что ее фарфоровое производство не уступит Мейсену и даже сможет его превзойти. Так королевская чета основала мануфактуру, которую разместила в собственном дворце Каподимонте. К производству фарфора из мягкой каолиновой массы привлекли известных художников и скульпторов, в том числе Джованни Казелли и Джузеппе Гриччи. Последний создал знаменитые скульптурные группы, в последствие завоевавшие популярность во всем мире.
Ваза интерьерная с лепным декором в виде цветов, бисквит, лепка, роспись, мануфактура «Capodimonte», Италия, 1970-1979 гг.
В 1755 году к мануфактуре Каподимонте присоединилось еще несколько мастеров. Они занимались созданием форм для литья фарфоровой продукции. Мария Саксонская создала небольшую экспедицию специалистов, поручив им найти секрет производства фарфора в других регионах Италии и соседних государствах, а также новые залежи каолина, подходящего по своим свойствам для обжига при высокой температуре. Нужный каолин найти не удалось, но зато была обнаружена новая глина в южных месторождениях, имеющая примесь полевого шпата. В результате мастера Каподимонте смогли создать качественно новый материал с нежной текстурой и теплым оттенком, который возникал после обжига. В готовую фарфоровую смесь добавляли меньше каолина и больше полевого шпата. Это давало возможность скульпторам без особого труда прорабатывать сложнейшие детали. В дальнейшем такую смесь стали называть «мягкий фарфор». В наше время он используется в основном художниками-скульпторами для создания уникальной художественной скульптуры. Фарфор Каподимонте отличался от мейсенского и китайского фарфора тонкой проработкой деталей, а также нежным молочным оттенком.
В первые годы мануфактура Каподимонте производила преимущественно предметы интерьера: подсвечники, вазы, часы, светильники, декоративную скульптуру и столовые предметы.
Набор из двух декоративных тарелок с античными сценами и цветочной росписью, фарфор, роспись, мануфактура «Capodimonte», Италия, 1880-1900 гг.
Карл III был очень увлечен производством фарфора на своей мануфактуре и лично контролировал все процессы, хранил ключи от мастерских. Однако в 1759 году, сменив неаполитанскую корону на испанскую, он переехал в Мадрид и перевез туда часть предприятия. Поэтому некоторые ценители фарфора считают, что настоящая (истинная) мануфактура прекратила существование в 1759 году.
Дальнейшая история Каподимонте
Неаполитанская фабрика, действительно, была на время заброшена, пока в 1771 году новый король Неаполя Фердинанд IV Неаполитанский не обратил на нее внимание. Он возродил производство на новом месте – в Королевской вилле в Портичи, а через два года перевел его в Неаполь. По приказу нового владельца на фабрике начали выпускать помимо цветной скульптуры однотонную посуду. Фердинанд IV также поручил мастерам использовать синюю торговую марку с короной.
С 1770-х годов и до начала XIX века в посуде Каподимонте преобладали этрусские мотивы. Скульптура создавалась в основном по античным образцам, за исключением анималистических статуэток пушистых зверей из неглазированного фарфора.
Статуэтка «Семья в парке» на деревянной подставке, бисквит, роспись, фабрика «Capodimonte», скульптор A. Belcari, Италия, 1980-1990 гг.
Очередные сложности на мануфактуре начались во времена правления французского императора Наполеона I. Фердинанд бежал на Сицилию и оставил мануфактуру без руководства. Позднее предприятием руководили представители французской администрации.
В XIX веке на художественный стиль Каподимонте оказывают сильное влияние английские традиции. В результате на фарфоровых предметах появляются различные цветочные композиции, входят в моду ажурная посуда и подносы. Скульптура изображает преимущественно представителей аристократических слоев. Прекрасные фарфоровые дамы, одетые в сложные изысканные платья прошлого столетия, становятся популярными как никогда.
Каподимонте и современность
Ваза с волнистым бортом и лепным декором в виде цветов, стекло, бисквит, мануфактура «Capodimonte», Италия, 2000-2010 гг.
Уникальность фарфора Каподимонте неразрывно связана с техниками и методами, которые применяли неаполитанские мастера. Благодаря им фарфор Каподимонте занимает важное место в ряду итальянских ремесел, таких как муранское стекло и венецианские маски.
Чтобы сохранить уникальное производство, в 1961 году был учрежден Государственный институт «Джованни Казелли» со штаб-квартирой в том самом здании, где когда-то размещалась первая королевская фабрика. Сегодня в ассортименте завода Каподимонте разнообразные столовые и чайные пары, предметы декора, художественная скульптура, выполненные с сохранением исторических традиций и с учетом трендов современности.
Клейма Каподимонте
С 1743 по 1759 год вся продукция Каподимонте маркировалась различными видами «Бурбонской лилии» (Capodimonte Fleur-de-Lys). После она перешла на изделия испанской фабрики Карла. Фердинанда IV такой товарный знак не устроил. Поэтому его клеймо представляло монограмму из букв «R» и «F» (Ferdinandus IV Rex), увенчанную короной (по некоторым источникам до 1787 года). Под короной итальянского фарфора оказалась буква «N» (в честь названия города Napoli). Последний знак стал клеймом Capodimonte на очень долгое время, используясь и сейчас.
Следует помнить, что из-за неурегулированного статуса по товарному знаку очень много фирм выпускали изделия с клеймами, схожими с Каподимонте или откровенно их копирующими, а также представли собственные изделия как «стиль Каподимонте». Среди хороших образцов современного фарфора Каподимонте выделяют «Majello», «I Borbone, Arte di Capodimonte» и «Capodimonte Porcellane d’Arte».
Откровенные подделки под Каподимонте продолжают выпускаться и в наше время. И если деятельность европейских фирм, фальсифицирующих изделия Capo-di-Monte порой пресекают, то азиатские производители не подпадают по европейское законодательство и продолжают наводнять рынок подделками.
На основе археологических находок, сделанных в середине ХХ века на месте расположения первой фабрики, решили утвердить официальный знак, основанный на изначальном символе фабрики - «Бурбонской лилии». 20 марта 1987 года Институт Дж. Казелли (Giovanni Caselli) получил его в полное распоряжение для проставления на своих изделиях. Также к этому товарному знаку относится указание «Джованни Казелли — Каподимонте» (как вместе с ним, так и по отдельности).