Расположенный в Тюрингии небольшой городок Айзенберг с населением чуть более десяти тысяч был достаточно развитым промышленным центром по меркам Нового времени. Производство фарфора здесь начали осваивать с 1796 года. У этой отрасли в Айзенберге были свои взлёты и падения. На местном рынке рождались и умирали различные компании, пробуя сказать своё слово в истории фарфора. Примером одной из них можно считать фирму Bremer & Schmidt, успешно торговавшую фарфором собственной фабрики несколько десятилетий, но не пережившую поглощения большим государственным комбинатом в период ГДР.
Набор кофейных пар с изящными ручками и цветочным декором на пять персон
История фабрики Bremer & Schmidt
Годом основания фарфоровой мануфактуры Bremer & Schmidt считается 19 февраля 1895 года, хотя первые изделия она выдала только в 1896-м. В названии зафиксированы имена трёх владельцев: Фридрих Бремер, Герман Бремер и Туиско Шмидт. Оба Бремера начали своё дело в достаточно молодом возрасте, чего не скажешь о Шмидте, уже получившем многолетний опыт работы с фарфором на различных фабриках. Для производственной базы они выкупили небольшое здание фарфоровой фабрики недавно ликвидированной компании Dietrich & Scheibe.
Набор из 10 розеток под варенье или мёд, декорированных деколью флористического мотива и золочением по кайме
Беря пример с соседей, Bremer & Schmidt выпускала такой же ассортимент: столовые сервизы, бытовые предметы и простенькие подарки. Так как на предметы обнаружился спрос, владельцы решили, что пора переходить к изысканнее декорированным и более дорогим кофейным сервизам. И это начинание тоже возымело успех. Через пять лет компаньоны приобрели вторую печь. А за десять лет Bremer & Schmidt добились известности благодаря отменному качеству фарфора. Фридрих Бремер вышел из управления в 1903 году.
Кофейник и молочник в стиле Ар-деко
Спрос на фарфор вырос ещё больше, когда в 1905 году на предметах появилась очень модная тогда роспись «Zwiebelmuster» («Синий лук»). Считается, что пика производства Bremer & Schmidt достигли в 1913 году, когда на их фабрике трудилось примерно полторы сотни рабочих, включая надомников. Последним поручали литьё мелких сувениров и несложные этапы росписи фигурок. Оба оставшихся компаньона сконцентрировались на экспорте. За границу уходили партии кружек, сувениры для английских морских курортов, анималистические серии, разнообразные фигурки, вазы и пепельницы. Далее к ним добавили наборы детской посуды. Поставки шли на Балканы и Ближний Восток, в Малую Азию, Месопотамию, Египет и Персию. Товары Bremer & Schmidt закупали по всей Америке, начиная с северных территорий и заканчивая южной оконечностью.
Сервиз чайный в стиле шинуазри на 7 персон (28 предметов)
Первым серьёзным ударом для компании стала смерть сына Шмидта в 1915 году, после чего Шмидт практически перестал участвовать в управлении. С обоюдного согласия компаньоны в начале 1919 года продали мануфактуру Максу Мартину. Первая мировая война и разразившийся в Германии кризис сильно подкосили дела не только Bremer & Schmidt, но и многих других фарфоровых мануфактур. Кроме того, разрушились все экспортные связи, а новый владелец решил их не восстанавливать. В малом количестве продолжали выпускать кофейные сервизы и столовую посуду в кобальтовом оформлении. Хватались за любые заказы, в числе которых были электротехнический фарфор и фарфоровая фурнитура. Болезнь и смерть Макса Мартина в конце 1923 года совпали с началом банкротства фирмы.
Дело о банкротстве тянулось до июля 1924 года, после чего фабрику приобрёл ещё один Шмидт – Отто, занимавшийся продажей ковров. Покупку он сделал для сына (тоже Отто), который глубоко интересовался минералогией и получил докторскую степень. Компаньоном Отто Шмидта-младшего стал его школьный друг Арно Кнюпфер. Удачей для новых хозяев стала находка форм, с которых производилось литьё фарфора на экспорт, после чего можно было восстанавливать зарубежные поставки. Когда к концу 1920-х гг. положение вроде бы начало выправляться, начали сказываться последствия мирового кризиса, которые усилил бойкот немецких товаров во многих странах. Поэтому очередной пик производства сменился падением выпуска. В 1933 году на фабрике осталось работать всего 55 человек. Начало периода Третьего рейха ознаменовалось ростом поставок на экспорт (по большей части, в балканские страны). Теперь половину товаров вывозили за границу, а вторая хорошо расходилась и внутри страны. Начало Второй мировой войны оборвало поставки в Бельгию, Францию, Нидерланды и Великобританию. Зато резко увеличились заказы из Албании, Хорватии, Болгарии, Румынии и Турции. Хорошим подспорьем стали государственные заказы на посуду, начавшиеся в 1933 году и продолжавшиеся до апреля 1945 года.
Казалось, что окончание войны ничего не изменило для фабрики. Напротив, с 1948 года возобновилась продажа фарфора в Голландию и Данию. Налаживались торговые контакты и с другими странами. В 1949 году штат фабрики составлял 110 человек. В этом же году здесь торжественно отметили 25-летие работы под началом новых владельцев. Но социалистический строй, который декларировала ГДР, постепенно вводил новые порядки. В управлении фабрикой стали принимать участие назначенцы от государства. В 1958 году фабрику полностью перевели под государственный контроль (при этом она всё ещё не была национализирована). Далее здесь выполняли заказы, поступающие от Porzellanfabrik Kalk GmbH. Как таковая, национализация Bremer & Schmidt произошла лишь в 1973 году. Вместе с другими фарфоровыми предприятиями Айзенберга фабрика стала частью большого государственного комбината. При проведении инвентаризации руководство комбината посчитало оборудование Bremer & Schmidt крайне устаревшей, а какую-либо модернизацию – нерентабельной. Поэтому фабрика в 1976 году перестала работать, и производство фарфора здесь более не возобновлялось.
Клейма Bremer & Schmidt по годам
Основным клеймом компании считается диагональный крест, разделяющий корону и буквы «B», «S», «E» (Bremer, Schmidt, Eisenberg).