Большинству хорошо известно, что название «Будапешт» получилось из соединения Буды и Пешта в один город. Но не все знают, что на самом деле городов было три – Пешт, Буда и Обуда. После соединения Обуда стала самым древним районом венгерской столицы, имеющим богатое историческое прошлое. На территории Обуды когда-то располагался Аквинк (Аквинкум) – древнее римское поселение. В социалистический период Венгрии фарфоровую фабрику в Обуде назвали «Aquincum» в честь древнего прародителя Будапешта.
«Доисторический» период Aquincum
Но фабрика появилась не на пустом месте, а представляла собой национализированное предприятие, успевшее зарекомендовать себя на рынке. Начало ему положил фарфоровый бизнес Тивадара Хюттля (Hüttl Tivadar), родившегося в 1841 году в городке Эльбоген (ныне Локет в Чешской Республике). Из Эльбогена семья перебралась в Пешт, где в 1854 году открыла магазин по продаже фарфора (именно эту дату в 1969 году отмечали, как 125-летие Aquincum). Магазин служил также складом и представительством фарфоровой фабрики братьев Хельдинглер, работавшей в Эльбогене.
Расположенный в престижном месте города магазин не оставался без внимания богатой публики. Это позволило наладить контакты со многими мануфактурами, которые поставляли Хюттлам товар. Кроме посуды хорошо расходилась сантехника, малая пластика и предметы декоративно-прикладного искусства. Тивадар Хюттль – не просто торговец. Он быстро становится важной фигурой в местном обществе, какое-то время даже возглавляя Будапештскую торгово-промышленную палату. Однако много внимания он отводит работе с фарфором. Одним из направлений стала художественная мастерская, где велись работы по росписи немецкого и чешского фарфора. Вторым – эксперименты над материалом для оформления. Например, в 1900 году он получил патент на вещество серебристого цвета, пригодное для росписи (до этого фарфор декорировали, в основном, золотом, хотя некоторые мануфактуры использовали медные цвета). Хюттлу также удалось получить простую в производстве розовую глазурь (в распоряжении фарфористов того времени имелись только синий, коричневый и зелёный цвета, а красный мануфактуры использовали редко, так как эта глазурь обходилась очень дорого).
Первая фарфоровая фабрика Хюттля появилась в 1903 году на улице Яс (район Ангьяльфёльд). Хюттлю крайне повезло с тем, что королевский дворец в Буде начал масштабные закупки фарфора, а прежний поставщик – фабрика Herend – переживала сложный переходный период. Хюттль берётся сделать заказ и в 1904 году представляет во дворец предметы, ничуть не уступающие Херенду, за что впоследствии получает статус «поставщика императорского и королевского дворов». Был повторён даже сложный узор Херенда и выполнены все пожелания императора (в частности, золотые лавровые листья). Успех позволил Хюттлю открыть в 1906 году более масштабную мануфактуру в Обуде, выкупив корпуса бывшего порохового завода. Кроме малых серий высококачественной посуды он выполняет различные частные заказы. Самым красивым фарфором Хюттла считается посуда, выполненная для королевского дворца в Буде, однако не менее совершенны наборы, которые поставлялись в посольства Австро-Венгрии.
Статуэтка «Маленькая модница» (фабрика Aquincum)
4 апреля 1910 года Тивадар Хюттль покинул наш мир, но примерно за год до этого он заключил партнёрское соглашение с сыном его брата и мужем своей дочери Маргит. Таким образом делами на фабрике начинает заправлять Фригьес Хюттль. По соглашению прямое участие в делах должна была принимать и вдова Тивадара Хюттля, однако Фригьес Хюттль вскоре становится единоличным владельцем фабрики. В 1925 году Маргит умирает, и вдова Тивадара Хюттля начинает судебную тяжбу, в результате которой в 1927 году получает фабрику обратно. Управляющим становится её сын Артур.
Фарфоровая фабрика Aquincum
Артур Хюттль управлял фабрикой до 1951 года, когда новое коммунистическое правительство решило национализировать предприятие, переименовав его в Aquincum Porcelángyár. Решив, что масштабное производство посуды затевать в столице не с руки, новая власть превращает мануфактуру в предприятие по выпуску серийного декоративного фарфора, получившего статус художественно-ремесленного. Если для жителей других стран статуэтки данного периода кажутся милой экзотикой, то для старшего поколения Венгрии это ворох воспоминаний, связанный с радостными событиями жизни. Ведь такие фигурки можно было повстречать почти в любой городской венгерской квартире.
Статуэтка «Девочка одевается» (фабрика Aquincum)
Главенствующая роль в формировании стиля Aquincum – творческая энергия такой личности, как Антония Сабо (Ősz Szabó Antónia), чьи первые шаги прошли на фабриках Kőbánya Porcelángyár и Hollohaza. А с 1966 по 1993 год это главный дизайнер Aquincum. В активе, в основном, небольшие скульптуры и украшения, но именно они и стали одним из символов эпохи венгерского социализма.
«Аквазурь» («Aquazur») – ещё одно изобретение Ősz Szabó Antónia. Это технология, когда вместо традиционной надглазурной росписи на фигурки краситель с металлической солью наносится под глазурь. Цвет этого состава проявляется только при обжиге, а оттенок зависит от концентрации красителя. Поэтому у каждой фигурки в общей партии получается свой неповторимый оттенок.
После эпохи социализма началась приватизация. Фабрика Aquincum, переживавшая тогда быстрый упадок, в 1993 году тоже оказалась в частных руках. Однако, получив хорошие активы, новые владельцы так и не сумели начать выпуск качественного фарфора. Фабричные корпуса уцелели и до наших дней, но фарфор в них уже не производят.
Статуэтка «Девушка с гитарой» (фабрика Aquincum)
Клейма фарфора Aquincum и Huttl Tivadar
На фарфоре Huttl имеется около двух десятков различных марок. При этом надо помнить, что долгое время бизнес Хюттлей был связан с продажей чужого фарфора. Поэтому имеются специальные клейма, которые проставляли на фарфор Чехии, Германии и Англии (некоторые изделия при этом получали роспись от Хюттля).
Самым ранним клеймом считается указание «Theodor Hüttl», выполненное наклонным шрифтом на немецкий манер. Клеймо «Цепной мост» зарегистрировано в 1899 году. Клеймо типа «HÜTTL BUDAPEST», выполненное подглазурной зелёной краской, ставили с 1907 по 1927 год. После 1927 года центральным элементом клейма стала монограмма из букв «T» и «H», которую по дуге обрамляют указания «HÜTTL TIVADAR» (сверху) и «BUDAPEST» (снизу).
После национализации клеймом становится орёл, сидящий на прямоугольном параллелепипеде с указанием «AQUINCUM». Над орлом название города – «BUDAPEST». Это клеймо сохранилось до остановки завода.