Фамилия «Микин» звучит уж очень по-русски, но вместе с именем «Альфред» она уже более века является торговой маркой английского высококачественного фарфора. Компании был отведён ровно век для самостоятельного ведения дел, пока не пришлось объединяться с другой фирмой, а впоследствии и стать частью могущественного концерна по производству фарфора.
Соусник с растительным декором лаконичной формы
История бренда Alfred Meakin
Альфред Микин, чьё имя стало торговой маркой, имел двух братьев - Джеймса и Джорджа, у которых была собственная компания по производству керамики - J&G Meakin. Отцом братьев был Джеймс Микин, работавший с керамикой с 1845 года. Так что Альфред Микин в силу своих сил и способностей способствовал зарождению керамической династии. Фирма Alfred Meaakin Ltd, созданная в 1875 году (по другим источникам, годом ранее), объединила товары нескольких мануфактур, находящихся в небольшом населённом пункте Танстолл. Впоследствии Танстолл вместе с Берслемом, Лонгтоном, Фентоном, Хэнли и Сток-апон-Трентом, объединились в город Сток-он-Трент в Стаффордшире. Это были фабрики Victoria, Highgate Potteries и Royal Albert (последняя не имеет отношение к одноимённому лондонскому бренду, основанному в 1896 году и впоследствии получившему всемирную известность). Но кроме этой тройки было тесное сотрудничество и с другими фирмами. Например, при содействии Альфреда Микина в 1880 году возникла такая компания, как WH Grindley, основателем которой стал Уильям Гарри Гриндли. Вместе они работали до 1884 года, пока Гриндли не решил действовать самостоятельно.
Судя по рекламной брошюре 1881 года, Альфред Микин производил классический английский фарфор и белый фарфор для экспорта. Фирма активно осваивала рынок США, рекламируя свои товары в сборных каталогах, рассылаемых по почте. Постепенно компания превратилась в одного из крупнейших производителей чайных сервизов. Славу компании составили такие формы изделий, как «Bamboo» (1875-1880 гг.), «Fishhook» (1880-е гг.) и «Chelsea».
Блюдо с цветочным декором
В начале ХХ века Alfred Meakin сотворила «Самый большой в мире заварной чайник» весом 250 фунтов (113,4 килограмма). Он вмещал 20 галлонов воды, чего хватило бы на 480 человек. Сам Микин управлял бизнесом около двух десятков лет, пока в 1904 году не умер. Управление перешло к его сыну Альфреду Джеймсу, который простоял у руля фирмы всего четыре года и тоже оставил наш мир. Возможно, это поставило бы крест на мануфактуре, если бы его дядя Роберт Джонсон не приобрёл в 1908 году оставшуюся бесхозной компанию для своего сына Стюарта Джонсона, что на долгие десятилетия превратило её в семейный бизнес. Кроме внутреннего рынка, фарфор поставлялся в обе Америки и большинство колоний Великобритании. В качестве отделки в Alfred Meakin применяли медный блеск, хотя найдены и образцы с золочением.
Одним из самых известных декоров Alfred Meakin стал узор «Чайный лист», первоначально получивший название «Lustre Band and Sprig» (известен также, как «Band & Spray», «Lustre Band & Spray», «Edge Line and Sprig» и «Lustre Leaf, Lustre Spray»). Как описывается в каталогах, декорирование включает в себя три листика с фестончатыми краями (пятилепестковые). На длинном стебле, резко изогнутом влево, между листьями находится бутон. Два меньших стебля, оформленные парой чёрточек, обрамляют основание. Считается, что выпуск предметов с этим узором прекратили в 1910 году. Но у компании было, чем похвастаться. Например, когда в 1913 году мануфактуру посетили король Георг V и его жена, им преподнесли столовую посуду «Bleu de Roi».
Попутно шли продажи по другим направлениям. Например, хорошо покупали плитку с цветочным орнаментом, начало производство которой было положено ещё в 1890 году. Неизвестно, когда отказались от её выпуска, но в 1922 году её ещё производили. В 1932 году большой фурор произвели товары для детей «Питер Пэн». Дизайнеры также создавали формы в модном на то время стиле ар-деко. После войны пассажирский поезд-экспресс Flying Scotsman, обслуживающий маршрут Лондон - Эдинбург, заказывал у Alfred Meakin посуду для своих пассажиров. Большие заказы способствовали расширению производства и увеличению штата до 1200 человек. В то время предприятие было оснащено печами для обжига разных поколений, но постепенно заменяло их на современные.
В 1957 году состоялся переезд на новую фабрику, где были реализованы новые формы и варианты оформления. Наибольшую известность получили «Midwinter's Riviera», «Cannes» и «Ridgway Potteries Homemaker». Морская тематика воплотилась в коллекциях «Fisherman’s Cove», «Polperro», «Regatta», «Brixham», «Clovelly», «St. Ives» и «Nice». Ежегодный объём выпуска возрастал, а вместе с ним увеличивался и штат. Если в 1973 году сотрудниками компании числилась тысяча человек, то в 1977 году в компании работало уже две тысячи. Однако в 1976 году фирма прекратила самостоятельное существование, объединившись с известным брендом Myott, Son & Co. Ltd в совместную компанию Myott-Meakin.
Тарелка декоративная «Дом Энн Хатауэй»
Клеймо претерпело трансформацию, но всё же Майотт-Микин в 1985 году возобновил для костяного фарфора маркировку классическим штемпелем Alfred Meakin, пока в 1990 году эти изделия не прекратили выпускать. Внутри Великобритании фарфор этой марки порой приходилось поискать, так как подавляющая часть ежегодного объёма уходила на экспорт. Myott-Meakin Ltd. просуществовала до 1989 года, а затем её приобрела фирма Melton Models. Но в июле 1991 года все активы поглотил гигантский фарфоровый конгломерат Churchill.
Каталог клейм Alfred Meakin по годам
По клеймам Alfred Meakin можно составить энциклопедию. Но если присмотреться, то большинство из них станут включать основной элемент и (необязательно) декоративное дополнение в виде названия оформления, что вместе образует красивую художественную композицию. Выше приведены два таких примера. Поэтому мы взяли каталог Alfred Meakin с ресурса, где приведены основные версии клейма с указанием периода, когда они проставлялись. Главное, не принять клеймо компании J&G Meakin за фарфор Alfred Meakin.