История знает немало известных компаний, чьи товары охотно раскупались по всему миру, но после, в период упадка, логотип фирмы исчезал с переднего плана, а сама она переходила в список банкротов. Примером служит фантастика 1960-х гг., описывающая конец ХХ или начало ХХI века, где массово встречаются упоминания о брендах, которые в реальной жизни до этого периода не дотянули. Но кажется, что над фабрикой «Новая Заря» не властно и само время.
Период «Торгового дома Брокар и Ко»
Основатель фабрики Анри Брокар (в России более известный как Генрих или Андрей Анатольевич Брокар) прибыл из Франции, чтобы на новом месте организовать парфюмерное дело по примеру отца. Начал он с мыла, применив интересные маркетинговые уловки. Вскоре на мыле начали оттискивать буквы русского алфавита, и покупатели принялись собирать полный комплект азбуки. Далее появилось круглое мыло «Шаромъ» и «Огурец», формой напоминавшее одноимённый овощ: их покупали не только по прямому назначению, но и в виде игрушек.
Доходы позволили перейти от мыловаренной мастерской к производству другой парфюмерии и в 1871 году зарегистрировать компанию «Торговый дом Брокар и Ко». На Всероссийской Промышленно-художественной выставке 1882 года в Москве работал фонтан, где вместо воды струился одеколон Брокара. Посетители охотно окунали в него платки и даже рукава, разнося ароматы по улицам Москвы.
Наиболее известными товарами фабрики можно считать духи «Букетъ Императристъ», получившие распространение в конце 19-го столетия, а также духи «Любимый букет императрицы», созданный уже после смерти Анри Брокара парфюмером Огюстом Мишелем к 300-летию дома Романовых. К этому моменту по масштабам производства парфюмерное предприятие Брокара было не только крупнейшим в России, но могло успешно конкурировать с зарубежными марками. Огюст Мишель будет играть ключевую роль в деле развития фабрики на протяжении двух последующих десятилетий.
Советский период фабрики «Новая Заря»
После революции производство ждали громадные перемены. Теперь фабрика получает название «Замоскворецкий парфюмерно-мыловаренный комбинат № 5». Если производство духов практически замирает, то мыловаренные цеха продолжают работу, так как мыла требуется много. Однако опустевшие корпуса изымаются под нужды Гознака, а оборудование перевозят территорию бывшей обойной фабрики. Выпуск продукции на новых площадях начинается в 1922 году. Историки спорят, кто именно предложил назвать фабрику «Новая Заря». По одной версии, на этом настаивал Огюст Мишель, указывая, что если образцы планируют выставлять на международных выставках, то названия типа «Будённовца» или «Красного треугольника» капиталистический мир отвергнет. По другой, предложение о переименовании поступило от нового директора предприятия – А. Звездова. После утверждения названия Михаилом Калининым, следившим за судьбой фабрики, та заработала под новой вывеской.
Главным событием 1925 года для «Новой Зари» стал выпуск парфюма «Красная Москва», созданного на основе «Любимого букета императрицы», но с добавлением иных компонентов, так как уже появились и активно использовались альдегиды. «Новая Заря» вскоре становится флагманом парфюмерной отрасли страны Советов, а её директором назначают Полину Жемчужину (жену видного советского политика Вячеслава Молотова), руководившую производством несколько лет, пока её не повысили, доверив должность управляющего трестом высшей парфюмерии. Выпуск «Красной Москвы» прерывался только на время Великой Отечественной войны. Когда война закончилась, фабрика приступила к разработке широкого ассортимента изделий. Большую популярность приобрели парфюмерные наборы, куда кроме флаконов с духами и одеколоном добавляли другие предметы (мыло и т.п.).
Современный период «Новой Зари»
Трудный период 1990-х гг. фабрика успешно пережила, а затем начала новый этап развития и процветания. Фундаментом является выпуск уже зарекомендовавших себя парфюмерных линеек. Но руководство много усилий прикладывает для появления новинок, которые могли бы обеспечить конкурентный уровень с западными аналогами. Для этого из Франции пригласили известных специалистов, среди которых выделяются имена Мишель Альмарак и Франсис Камай. Из Франции же прибыл Тьерри де Башмакофф, оказавший значительную помощь в разработке современных форм для флаконов. Тесное сотрудничество с Францией вылилось в создание совместной торговой марки «Nouvelle Etoile». По совету французов выпускаются обновленные версии оригинальных ароматов. «Кузнецкий мост» послужил для создания «Le Soir», а одеколон «Шипр» стал основой для аромата «Королевский».
Видоизменённому аромату «Новой Москвы» кардинально название менять не стали, и он продаётся под маркой «Красная Москва Лайт». Сейчас тоже привлекаются интересные маркетинговые ходы для привлечения покупателей. Когда-то малоизвестные фарфористы маркировали свои товары клеймом, напоминающим маркировку знаменитых мануфактур. Этот опыт взят на вооружение дизайнерами «Новой Зари», которые придали сходство флаконов фабрики с флаконами известных брендов. Например, Galion d’Or напоминает Fahrenheit, производимый Christian Dior. Флакон Acqua Di Mio с виду похож на Acqua di Gio, прославивший Giorgio Armani. В совместной коллекции «Nouvelle Etoile - Новая Заря» сейчас находится около трёх сотен ароматов.
Логотипы фабрики «Новая Заря»
В период позднего СССР для «Новой Зари» разработали товарный знак, состоящий из букв «НЗ», где правая перекладина «Н» была стеблем цветка из трёх лепестков. В различных вариациах этот логотип можно найти на упаковочных коробках тех лет. Современный логотип – это лигатура (слияние символов) двух букв «NE».