Кузнецовский фарфор получил массовую известность благодаря фарфоровой империи Матвея Сидоровича Кузнецова. Однако существует и другая ветвь Кузнецовского фарфора, связанная с именем Ивана Емельяновича Кузнецова, до революции владевшего стекольным заводом и тремя фабриками, где выпускали фарфор и фаянс. Отправной точкой к созданию своего дела для Ивана Емельяновича стала Волховская фарфоро-фаянсовая фабрика или Фабрика И.Е. Кузнецова на Волхове.
Пара чайная тёмно-малинового цвета с чашкой и крышкой в форме яйца на прорезной ножке
История Фабрики И.Е. Кузнецова на Волхове
Родившийся в 1850 году Иван Емельянович к 28 годам имел уже большой опыт в производстве фарфора. С 13 лет он уже работал у своего родного дяди, Сидора Терентьевича Кузнецова. В 18-летнем возрасте юноша уже заведовал всей ярмарочной торговлей родственника, а ещё через пять лет управлял всеми фабричными и торговыми делами. Затем он в течение пяти с половиной лет работал у Матвея Сидоровича Кузнецова, пока не решил отделиться и всё делать самому. К этому времени в его багаже оптимизация процесса создания гипсовых форм и капсюлей для обжига изделий, а также рецепты новых составов масс и глазурей для фарфора и фаянса. Возможно, причиной ухода стало объявленное М.С. Кузнецовым в 1876 году банкротство. Хотя производство продолжало работать, срочные платежи были невозможны.
Пара тарелок с изящным цветочным декором в стиле модерн
В 1878 году на правом берегу реки Волхов в трех километрах от Соснинской пристани Иван Емельянович строит свою первую фабрику, вложив в это дело 32 000 рублей, полученные в наследство, а также приданое жены. Достоинства выбранного места неоспоримы: здесь и хорошие леса, пригодные для топлива, и возможность доставки товара водным путём, и местное население, готовое сменить крестьянский труд на перспективную фабричную работу. Первым собственным изделием Кузнецова стал кирпич, из которого строили и стены корпусов, и круглые печи. Затем уже появилось гончарное производство, материалом для которого стала глина деревни Ефремово. И уже только потом перешли сначала к фаянсу, а после и к фарфору. Для этого местное сырьё уже не годилось. Каолин доставляли из Англии, а полевой шпат и кварц – со Скандинавского полуострова. Поддержать новое производство Ивану Емельяновичу помогли и выплаченные ему М.С. Кузнецовым долги.
Сервиз столовый с цветочным декором (33 предмета)
В первые годы на Волховской фабрике трудилось две сотни работников, но к началу ХХ века фабричный штат увеличили до 1100 человек. Кроме фаянса и фарфора здесь выпускали полуфаянс, майолику и огнеупорную посуду. Основным направлением стала столовая посуда. Своеобразной изюминкой местного производства стало оформление предметов цветочными орнаментами в медальонах. Из необычных изделий можно отметить статуэтку «Снегири» и чайные пары, где чашке с фестончатым краем придавали форму рифленого рога, а блюдце имело форму неправильного овала. Волховская фабрика выступала кузницей кадров для других заводов этой отрасли. Например, в 1899 году здесь трудился художник И.Ф. Большаков, вскоре перешедший на Императорский фарфоровый завод. Современники вспоминают о строгих порядках на кузнецовских фабриках: с ведома хозяина за малейшую провинность работников штрафовали, а проявления недовольства пресекали. В 1902 году изделия из Волхово стали поступать императорскому двору. Качество их было отмечено на высочайшем уровне, благодаря чему с 1904 года И.Е. Кузнецов становится официальным поставщиком Двора Его Императорского Величества.
Тарелка десертная «Фрукты»
Переняв полезный опыт «Товарищества производства фарфоровых, фаянсовых и майоликовых изделий М. С. Кузнецова», Иван Емельянович решил организовать собственное товарищество на базе своих предприятий, где к тому времени работало в общей сложности 6000 человек. В 1913 году Министерство Торговли и промышленности прошение Кузнецова удовлетворило. Так появилось «Товарищество на паях Ивана Емельяновича Кузнецова», собравшее в качестве пайщиков всю ближайшую родню. Если делами Бронницкой и Грузинской фабрики заведовал старший сын Кузнецова, Иван, то Волховским фарфором продолжал руководить сам Иван Емельянович. Им удалось быстро наладить обширную торговую сеть внутри Российской империи на базе складских помещений в Санкт-Петербурге, Москве, Риге, Харькове, Казани, Астрахани, Самаре, Рыбинске, Омске и Ржеве. Запас товара поддерживался и на крупных российских ярмарках, проходивших в Нижнем Новгороде, Омске, Тюмени, Царицыне и Ярославле. На Мензелинскую, Рыбинскую и Уфимскую ярмарки тоже завозились товары из Волхова.
После Октябрьской революции все предприятия И.Е. Кузнецова национализировали. Судьба самого Ивана Емельяновича до сих пор остаётся невыясненной. Тем не менее, невзирая на промышленный спад, фабрика продолжала работу, хотя плановое хозяйство здесь восстановили только к концу 1921 года. А в следующем году фабрику переименовали в «Коминтерн». Во время Великой Отечественной войны предприятие было полностью разрушено и в программу послевоенного восстановления хозяйства не попало.
Клейма Фабрики И.Е. Кузнецова на Волхове
Волховская фабрика имела большой набор клейм. Некоторые исследователи считают, что практически все из них проставлялись одновременно (исключая клейма «Товарищества», появившегося в 1913 году). Примеры клейм приведены выше. Верхний ряд относится к более ранним. Точная датировка по годам взята из книги «Русский фаянс и фарфор. Империя Кузнецовых и Конаково» (авторы И.Г. Цуренко, И.С. Насонова и С.М. Насонов).
В XXI веке бренд «Фабрика И.Е. Кузнецова на Волхове» принадлежал Грузинской фабрике, также входившей в состав «Товарищества на паях Ивана Емельяновича Кузнецова», а в советское время носившей название «Красный фарфорист». Однако и там с 2013 года фарфор уже не выпускают.