Ювелирное производство под торговой маркой И.П. Хлебникова достигло больших высот, встав в один ряд с мастерами таких фирм как Фаберже или Болен. Но, создавая шедевры высочайшего уровня, предприятие делало хорошую прибыль и на массовом производстве. Благодаря этому сейчас несложно прикоснуться к истории ювелирного дела России, просто приобретя подстаканник или ложечку с клеймом «ХЛЕБНИКОВЪ».

Подстаканник, декорированный растительным орнаментомПодстаканник, декорированный растительным орнаментом

История фабрики И.П. Хлебникова

О ранних годах жизни Ивана Петровича Хлебникова, родившегося в 1819 году, мало что известно. Ряд исследователей сходится в том, что он продолжил дело отца, Петра Хлебникова, состоящего в купечестве с 1832 года и имевшего торговое или производственное ювелирное заведение. Указывается, что юный Ваня уже в 1830 году мог работать в отцовской лавке. Это утверждение основывается на записанных воспоминаниях самого Ивана Петровича: «Занимаясь около сорока лет торговлей серебряными и золотыми изделиями, я с 1870 года открыл фабрику оных...» Однако до 1867 года местом деятельности Хлебникова был Санкт-Петербург.

Бювар с адресом Сорокоумовскому. Фирма Хлебникова

Известно, что в Москве к 1869 году у Хлебникова работало два магазина. Первый располагался на Ильинке, а второй – на Серебряной линии Верхних торговых рядов в квартале между Красной площадью и Ветошным проездом (в 1893 году на этом месте возвели новое здание, где теперь находится ГУМ). В обоих шла торговля предметами из золота и серебра, а также украшений с бриллиантами. Несмотря на записки Хлебникова, официальной датой открытия его фабрики, выстроенной в Яузской части (в доме Нарышкина), считается 1871 год. Изначально число работников исчислялось сотней, а объём выпуска за первый год составил 56 000 рублей.

Ложка чайная с гравировкойЛожка чайная с гравировкой

Сорокалетний опыт в ювелирной отрасли позволил Хлебникову достичь стремительного успеха. Уже через год его внесли в список поставщиков двора Великого князя Константина Николаевича, а спустя ещё один год фирма начала поставлять изукрашенные предметы гардероба Великой княжне Марии Александровне. В 1877 году изделия фирмы отправлялись ко двору Великого князя Владимира Александровича уже в ранге официального поставщика. Покорение столицы завершилось в 1879 году открытием магазина на Невском проспекте около Казанского собора, а сама компания удостоилась звания Поставщика Двора Его Императорского Величества. К этому времени Ивану Петровичу уже начал помогать его сын Владимир (другие сыновья – Михаил, Николай и Алексей – присоединились к семейному делу ранее).

Бронзово-литейный цех фабрики И.П. Хлебникова

Сделав рывок по вертикали, пора было переходить к расширению по горизонтали. Полученную прибыль вложили в модернизацию фабрики и открытие училища, где воспитывали будущих мастеров. Слава об изделиях Хлебникова шагнула далеко за пределы двух столиц: товар был представлен в фирменном павильоне на Нижегородской ярмарке. И тут, можно сказать, на взлёте в возрасте 62 лет Иван Петрович Хлебников покидает наш мир. Однако его сыновья уже чувствовали себя в ювелирном деле вполне уверенно, поэтому решили продолжить семейный бизнес. На фабрике по разным источникам работало от 200 до 300 человек, среди которых были искусные чеканщики, галантерейщики, эмальеры и филигранщики, а также мастера медных, серебряных и золотых дел. О том, что дела шли неплохо, свидетельствует покупка в 1887 году другого гранда ювелирного искусства России – Сазикова. В ведение Хлебниковых перешли магазины в Санкт-Петербурге и Москве, а также фабрика, подвергнувшаяся модернизации.

Пресс-папье

Взяв в компаньоны купца В.Н. Суворина, сыновья Ивана Петровича в 1888 году создают компанию под названием «Товарищество производства серебряных, золотых и ювелирных изделий И.П. Хлебников, сыновья и Кº» с начальным капиталом 660 000 рублей. Уже за первый год работы компаньоны зафиксировали прибыль в размере 38 288 рублей. Производство постепенно нарастало. В год финансовой реформы Витте (1897 г.) ежегодный объём выпуска превысил 172 000 рублей. За время своей деятельности фабрика стала поставщиком двора королевских семейств Нидерландов, Сербии, Черногории и Дании.

Солонка с ложкой

В Москве работало два магазина: на Кузнецком Мосту (в доме Солодовникова) и на Ильинке (в доме Новгородского подворья). На Нижегородской ярмарке товары Хлебникова продавали на Главной линии. Положение компании подорвала Первая мировая война, когда спрос на украшения и предметы из драгоценных металлов упал. 24 июня 1917 года фабрику закрыли, а паи товарищества передали Московскому уездному земству. Окончательный крест на производстве поставила Октябрьская революция: производившаяся ранее церковная утварь при новой власти оказалась невостребованной. В конце 1918 года предприятие передали в ведение треста «Прессмет», который организовал здесь выпуск фонарей для железных дорог. Однако вскоре им заинтересовалось Главзолото, затребовав производство себе. Но это уже история не фабрики Хлебникова, а Московского платинового завода (известен как «Платиноприбор»).

Продукция фабрики И.П. Хлебникова

Описание уникальных изделий, выпущенных фабрикой, можно вместить в короткую фразу «Предметы, от которых так и веяло стариной». Искусствоведы говорят, что любимыми сюжетами Ивана Петровича стали исторические и литературные персонажи, приводя в пример серебряные пластины с изображением сцен из жизни Ивана Грозного или Сергия Радонежского, а также пира из поэмы Михаила Лермонтова «Песнь о купце Калашникове». Впрочем, практически любую пластину на папке или бюваре, сделанных по индивидуальному заказу, смело можно вносить в список шедевров ювелирного искусства. Посетителей Всемирной выставки в Вене (1873 г.) привлекли кружка с рельефным портретом Дмитрия Донского и большая чаша-братина в стиле эпохи государя Алексея Михайловича.

Папка. Фирма Хлебникова

Опытные мастера фабрики постоянно совершенствовались и нарабатывали оригинальные приёмы. В этот список можно внести воплощение в серебре фактуры других материалов (узоры дерева и лыка, переплетение тонких нитей ткани или волос). Большим разнообразием декоративной отделки могут похвастаться предметы для церковных церемоний и элементы внутреннего убранства главных храмов Российской империи. На фабрике Хлебникова выполняли заказы для храма Христа Спасителя (кувшины, лампады, дарохранительницы и др.) и для Благовещенского собора Кремля (иконостас). Для Гатчинского и Аничкова дворцов фабрика Хлебникова изготовила 160 новых предметов «Золоченого сервиза», а также восстановила утраченные предметы иных сервизов.

Образок-иконка

Однако в магазинах Хлебникова были товары на любой кошелёк. Москвичи охотно раскупали наборы столовых предметов из серебра, серебряную посуду и подстаканники причудливой формы. Эти предметы, передаваемые из поколения в поколение, до сих пор можно повстречать в семьях потомственных москвичей.

Клейма фабрики И.П. Хлебникова

Клейма 1874-1917 гг.

Анализируя заведомо подлинные предметы, исследователи убедились, что число версий клейма огромно, так как при резке пуансонов не стремились к какому-то жёстко заданному стандарту. Поэтому список клейм-именников расширяется и дополняется.

Клеймо с гербом князя Константина Николаевича на чайной ложке (инициалы «И.К.» проставлялись с 1872 по 1881 год, годовое клеймо 1877 г.)

Очень интересно проследить эволюцию клейма по добавлению дополнительных элементов. Например, когда фирма стала поставщиком двора Великого князя Константина Николаевича, то вместе с клеймом-именником на предмет могли проставлять оттиск княжеского герба.

Клеймо с орлом на чайной ложке (1908-1917 гг.)

Государственный герб Российской империи в виде двуглавого орла начали ставить с 1879 года.

Клеймо «ХЛЕБНИКОВЪ СЪ СЫНми и Кº»

Считают, что с 1882 года (после кончины И.П. Хлебникова) кратким клеймом с инициалами предметы маркировать перестали. Использовались клейма вида «ХЛЕБНИКОВЪ» или «ХЛЕБНИКОВЪ СЪ СЫНми и Кº».

Образец клейма на чайной ложкеОбразец клейма на чайной ложке