Если в Советском Союзе промысловую кооперацию ликвидировали в конце 1950-х гг., полноценно возобновив лишь в 1988 году, то в социалистической Польше продолжало действовать множество кооперативов. Их работники выпускали товары народного потребления качеством не хуже, чем большие государственные заводы. Там, где на предприятиях-гигантах инициативное предложение могло увязнуть в согласованиях, члены кооператива быстро принимали решения и начинали выпуск ходовой продукции. Реализовывалась она по государственным ценам, но кооперативы пользовались определённой степенью свободы. Несколько таких кооперативов занимались производством миниатюрных моделей техники, скопированных в большинстве случаев у западных фирм. Одним из них стал Spółdzielnia Pracy «Estetyka» (трудовой кооператив «Эстетика»), располагавшийся в Варшаве.
Модель автомобиля коллекционная «Ferrari Dino Berlinetta»
Миниатюрные модели фирмы Estetyka
Точная дата появления кооператива неизвестна, хотя он и считается одним из основных польских производителей моделей автомобилей в 1970-х и 1980-х гг. Однако его товарный знак зарегистрирован 4 февраля 1966 года. Некоторые источники связывают этот кооператив с заводами «Рух» (Przedsiebiorstwo Produkcji Pomocniczej «Ruch»), чья продукция продавалась в газетных киосках с тем же названием. Известность «Рух» получил конструкторами для самостоятельной сборки самолётов и кораблей в масштабе 1:72, аналоги которых выпускала фирма Airfix (британский бренд и бывшая производственная компания, которая производила модели из литого под давлением пластика).
Модель автомобиля коллекционная «Rolls-Royce» (с поднятым кожухом)
Производство игрушек, куда входили не только модели, перенесли из Варшавы в город Кобылка (Kobylka), переименовав предприятие в Zaklady Przemyslowe «Ruch». Кроме военной техники здесь производили практически точные аналоги миниатюрных автомобилей фирмы Matchbox. Однако где-то наверху приняли решение перепрофилировать производство, и в 1972 году завод перевели на выпуск оборудования для связи. Формы для литья при этом через какое-то время отдали заводу «P.Z.W.». Но часть из них уехала в Варшаву, на улицу Готарда, дом 16, где располагалась «Эстетика». По данной причине в среде коллекционеров отлитые из этих форм автомобили классифицируют как «Эстетика-Рух».
Модель автомобиля коллекционная «Rolls-Royce» (с опущенным кожухом)
Estetyka выпускала копии не только моделей западных фирм Matchbox (Великобритания) и Politoys (Италия), но и Espewe (ГДР). Впрочем, коллекционеры не считают копирование полным, добавляя, что у польских автомобилей были свои особенности. Масштабы моделей были весьма разнообразны. Например, в масштабе 1:50 выпускались два типа Rolls Royce Silver Ghost 1907 (открытый и закрытый кожух) и Wanderer 1904, скопированные у компании Espewe. Надо заметить, что производителей игрушек в Польше было предостаточно, поэтому в 1970-х гг. даже основали Национальный союз игрушечных кооперативов, контролировавший более 80% польских компаний, выпускающих игрушки. И «Эстетика» была в их числе.
Впрочем, Estetyka – это не только автомобили, Продолжив традиции «Руха», кооператив наладил выпуск сборных моделей самолётов. Кроме показанного выше реактивного истребителя Як-23, в пластике от «Эстетики» воплотились советские самолёты Ил-28 и Су-7. Из американского военно-воздушного флота был выпущен образец, вокруг которого до сих пор ведутся споры, похож ли он больше на Wildcat (Grumman F4F) или всё же на Hellcat (Grumman F6F).
Видимо, в планах кооператива было воссоздание в миниатюре и польской тракторной техники. Правда, известна лишь модель Ursus C-385 в масштабе 1:43. Этот тяжёлый сельскохозяйственный трактор разработал Польско-Чехословацкий научно-исследовательский и опытно-конструкторский центр в Брно (ЧССР). В самой Чехословакии эта разработка воплотилась в модель Zetor 8011. «Эстетика» старалась разнообразить свой товар, поэтому трактор известен в разных цветах.
Estetyka была обычным польским предприятием, активно участвующем в общественной жизни столицы и всей страны в целом. Иллюстрированный еженедельник Варшавы в конце 1974 года в предновогодней публикации рассказал о предприятиях, которые участвовали в благотворительной акции передачи игрушек в детские дома. И «Эстетика» была в списке участников, передав часть детям-сиротам часть выпущенных в том году игрушек. Надо заметить, что за время своей деятельности Estetyka успела запомниться не только автомобилями. Здесь придумали самый настоящий космолёт, похожий на летающую тарелку. И даже с космонавтом на борту.
Модель автомобиля коллекционная «Isotta Fraschini»
Коллекционеры говорят, что наиболее интересными получились ремейки знаменитой французской фирмы Cle. Это модели в масштабе 1:64 среди которых Mercedes-Benz SS 1928, Bugatti 35, Mercedes-Benz roadster 1928, Bugatti Type 41 Royale 1930, Hispano-Suiza H6C 1934, а также Isotta Fraschini 1926. Практически каждая позиция имеет свои разновидности (поднятый или опущенный тент, глухое запасное колесо или со спицами). Среди собственных разработок «Эстетики» значатся Zastava Polonez и Fiat 126P, выполненные в масштабе 1:43. Польское радио «Pogoda» в статье «Культовые игрушки Польской Народной Республики», вспоминало, что эти две модели продавались комплектом, и почти каждый польский мальчишка тех лет хотел иметь их в своей коллекции. Также тёплые слова были сказаны в адрес гоночных машинок Jaguar D, Ferrari P4 и BRE Samurai.
Маркировка Spółdzielnia Pracy «Estetyka»
Товарным знаком «Эстетики» стала фигурка девочки, вписанная в букву «е». Причём горизонтальная перекладина буквы может считаться руками этой девочки. Пометка под знаком означает, что он охраняется в любом цвете, что для фирмы, производящей игрушки, было нелишне.
На моделях может присутствовать как название фирмы вместе с логотипом, так и логотип в одиночку. Впрочем, не на всех моделях они вообще встречается. Но опытный коллекционер сразу узнает «Эстетику», даже если модель ему принесли без упаковочной коробки с логотипом.