Выражение «Перекуём мечи на орала» как символизирует антивоенное движение, так и олицетворяет переход военной промышленности на мирные рельсы. Примером последнего вот уже около века является испанская компания El Casco, завоевавшая симпатии покупателей офисных принадлежностей необычными, но очень качественными товарами, которые отлично смотрятся и в рабочем кабинете, и в домашней обстановке.
История фирмы El Casco
Создателями компании с историей, которая длится уже больше века, стали два Хуана, работавших в фирме Orbea SRC, производившей огнестрельное оружие. Каждый из них посчитал, что накопил достаточно опыта для самостоятельного ведения бизнеса, но начинать новое дело вдвоём было сподручнее. 7 сентября 1920 года в городе Эйбар (провинция Гипускоа) Хуан Солозабаль Мендив и Хуан Олав Бильбао зарегистрировали новую компанию, которой дали имя Olave, Solozaval SRC. Оба они были нацелены на производство и продажу револьверов разного калибра. Недавно закончившаяся война показала, что оружейные фабриканты сказочно разбогатели на поставках товара воюющим сторонам. Обоим Хуанам казалось, что и дальше оружейникам открыт путь к быстрому успеху.
Компаньоны решили выпустить на рынок сразу три торговые марки, которым дали имена «El Casco», «Duque» и «Tejón». Военные эксперты высоко оценили револьверы компании. А основатели, тем временем, подсчитывали, во сколько им обошлось приобретение оборудования, куда входили токарные и фрезерные станки, прессы, гальванические ванны, а также множество свёрл и шнеков. Несмотря на хвалебные отзывы, вместо грандиозных прибылей намечались огромные убытки. Мир начала захлёстывать волна мирового кризиса, и компаньоны поняли, что дальнейший выпуск оружия приведёт их к разорению.
Но в их распоряжении оставалась прекрасно оснащённая мастерская. Получилось бы использовать её возможности для производства чего-то другого, кроме оружия? В 1932 году было принято решение перейти на выпуск канцелярских принадлежностей. Опыт оружейников навёл компаньонов на мысль, что скоба, пронзающая бумагу, должна вылетать из степлера схоже с пулей, покидающей ствол револьвера. Так родилась идея степлера модели «М5». Другим изобретением, которое хорошо продавалось, стала автоматическая нумерационная машина модели «М-500». Канцелярские принадлежности унаследовали торговую марку «El Casco». Скоро изделия фирмы стали часто встречаться в кабинетах по всей Испании. За «М-5» последовал усовершенствованный степлер «М-15», конструкция которого оказалась столь удачной, что он продаётся до сих пор.
Успех степлера побудил компаньонов расширить линейку продукции. К степлеру добавились точилки для карандашей, весы для писем и дыроколы. Оказалось, что элегантные, но крепкие и надёжные новинки раскупаются не менее охотно. Основатели компании всегда гордились тем, что их мирная продукция по качеству ничуть не уступает револьверам, от производства которых они отказались. Но тут оружие отомстило отринувшим его фабрикантам. Во время Гражданской войны Эйбар, где концентрировались оружейники, засыпали бомбами. Вместе с оружейными мастерскими погибла и мануфактура «Эль Каско». Это не охладило компаньонов, так как в 1940 году производство возобновилось в том же городе, но уже в новом здании. El Casco лидировала на рынке офисных принадлежностей Испании вплоть до 1970-х гг.
Ещё одним направлением стал выпуск оригинальных ножей для сигар, чем-то похожих на пистолеты. Выбор гильотинного резака, для которого взяли лезвие из Золингенской нержавеющей стали, обеспечил чистый и красивый срез. Простота и надёжность конструкции вкупе с роскошной отделкой корпуса завоевали сердца многих любителей сигар. Вид ножа, на котором красовалась эмблема El Casco сразу напоминал курильщикам, что где-то рядом может находиться и отличная сигара. Ножи «Эль Каско» быстро стали не менее узнаваемыми, чем степлеры.
Мода 1980-х гг. сочла предметы El Casco устаревшими. Однако новому руководству компании не хотелось уходить в забвение. Чтобы вернуть симпатии покупателей, решили идти сразу двумя дорогами. Не нравится металл? Тогда попробуем пластик, который будет выглядеть ещё эффектнее. Известный дизайнер Гильермо Капдевила, прибывший из Чили, занялся новой линейкой офисных аксессуаров из различных пластмасс, что должно было снизить себестоимость в сравнении с металлом. Но параллельно началось производство предметов для офиса, покрытых 23-каратным золотом. Преимущества гальваники давало на выходе практически ювелирное изделие по внешнему виду при том, что внутренняя механика оставалась такой же надёжной, как и прежде. Товары с логотипом El Casco поставляются в четыре десятка стран, занимая нишу как бюджетных предметов, так и высококачественных элитных аксессуаров. Товарный знак «Эль Каско» можно увидеть даже в кабинетах глав государств. Хорошие продажи позволили в 2010 году осуществить переезд в город Эльгета, где для компании выстроили современный завод.
Наряду с новыми разработками в строю остаются традиционные степлеры (например, El Casco Plier). Достоинством их конструкции стало полное отсутствие заклёпок. То есть любой степлер El Casco можно разобрать и починить, поэтому предметы порой переходят от отца к сыну и далее. Тем не менее, компания даёт на степлеры пожизненную гарантию и быструю замену при обнаружении производственного брака. Относительно отделки сотрудники «Эль Каско» гордятся, что она включает покрытие тремя разными металлами и шестикратную полировку. Наверное, никто из них не жалеет, что основатели компании когда-то отказались от производства револьверов. К слову сказать, компания Orbea SRC, откуда вышли два Хуана, впоследствии также переключилась с оружия на выпуск велосипедов и мотоциклов, тоже последовав принципу «Перекуём мечи на орала».
Маркировка изделий El Casco
Логотип El Casco представляет собой верхнюю часть рыцарских лат с указанием компании (El Casco) и годом её основания (1920).
Помимо логотипа «Эль Каско» на изделии в упаковочный комплект входит сертификат. Число «23» в составе клейма на примере выше указывает пробу золота (в каратах), используемого для покрытия отдельных деталей (светлые части предмета защищены хромированием). Также в составе маркировки может присутствовать указание на место производства: город (EIBAR) и страна (ESPANA или SPAIN).