Сотрудники стекольного завода Egermann, расположенного в чешском городке Новый Бор, указывают, что их компания была создана в первое десятилетие XIX века. Название компания получила по имени основателя - Фридриха (Бедржиха) Эгерманна, чей вклад в развитие стекольной промышленности Чехии неоспорим. Фирменными изделиями Egermann считается стекло с красным покрытием, фрагментарно снимая которое, резчик создаёт удивительные узоры или картины.
Набор из 5 стопок с сюжетным изображением
Основание стекольного завода Egermann
Первый опыт работы со стеклом юный Фридрих получил в Хршибске у своего дяди Адольфа Киттеля. Впоследствии он неплохо освоил мастерство художественного оформления стекла (роспись и гравировка). Далее он решил изучить фарфоровое дело сначала в Гере, а затем в знаменитом Мейсене. Сам Эгерманн вспоминал, что прикинулся неумёхой и дураком, чтобы освоить все скрытые секреты, которые немецкие мастера бдительно охраняли. Однако они не обращали внимание на подростка, подносившего им лёгкую выпивку. Он внимательно присматривался и к смешиванию красок, и к методам обжига, пытливо задавая наводящие вопросы так, будто интересовался мимоходом. Можно сказать, что ничуть не хуже фарфора Эгерманн освоил тактику промышленного шпионажа.
Конфетница на ножке с цветочным декором, стекло янтарного цвета
Знакомство с Хайдой (так тогда по-немецки звали Новый Бор) началось у Фридриха с учёбы, где он ещё больше усовершенствовал свои приёмы росписи стекла и фарфора. Затем он открыл мастерскую в деревне Полевско, где стеклодувный бизнес был уже достаточно развит. После удачной женитьбы, принесшей ему капитал, Эгерманн получил возможность экспериментировать со стеклом, а также открыл в Хайде, куда окончательно переехал в 1820 году, своё производство (здесь уже действовала гильдия торговцев стеклом, а сам город лежал на торговом пути из Праги в Германию). Попутно Эгерманн непрестанно вёл исследования, которые привели его к ряду удачных открытий.
Набор для крепких напитков из штофа и шести стопок с цветочным декором
Фридриха Эгерманна часто ошибочно причисляют к изобретателям рубинового стекла (на самом деле технологию первым из европейцев описал Антонио Нери, а рецепт его варки составил Иоганн Кегель). Но Эгерманн также освоил в 1816 году его выпуск. Далее последовало изобретение в 1828 году непрозрачного литиалинового стекла, прожилки которого имитировали узоры горных пород (агат, яшма и мрамор). Обнаружив на древней стеклянной чаше остатки жёлтой глазури, секрет производства которой был утерян, Эгерманн загорелся желанием получить такую же. Догадавшись, что надо включить в состав серебро, изобретатель продолжал эксперименты и даже чуть было не погиб от взрыва, навечно спалив себе волосы. И всё же рецепт не только был получен, но и принёс Эгерманну существенную прибыль.
Парные вазы «Охота»
Творческим пиком Фридриха Эгерманна стала красная глазурь, на создание которой ушли почти все деньги изобретателя, так как он провёл пять тысяч экспериментов с золотом, пока озарение во сне не подсказало ему попробовать оксид меди. Изобретение появилось как раз вовремя, так как на тот момент литиалиновое стекло начало выходить их моды. Промышленное производство стекла на своем заводе Эгерман начал в 1832 году (некоторые источники указывают этот год датой основания завода). Штат тогда составлял две сотни человек. Несколько лет завод Эгерманна обладал монополией на выпуск стекла с красной глазурью, пока Фридрих не обнаружил, что промышленный шпионаж – палка о двух концах. В 1840 году его лабораторию ограбили, унеся и рецепт красной глазури, которая на тот момент была не запатентована. И хотя рецепт быстро распространился по Европе, а затем ушёл и в Америку, стекло с красной глазурью стало синонимом чешского художественного стекла.
Egermann после Фридриха Эгерманна
Набор из шести стаканов с изображением пейзажа (роспись пером)
1 января 1864 года Фридрих Эгерманн оставил наш мир, дожив до 86 лет. На тот момент уже было кому взять бразды правления в свои руки. Владельцем завода стал Антон Амброж Эгерманн (сын Фридриха). Уже в двадцатилетнем возрасте он умел мастерски расписывать стекло, освоив это дело в отцовской мастерской в деревне Полевско. Завод ещё в 1840-е получил статус привилегированного императорского и королевского производителя с правом продавать стекло по всей стране, так что с поставками проблем не было. Много стекла уходило в другие страны.
Фридрих Эгерманн-младший (брат Антона) тоже имел талант работы со стеклом. Одним из его известных произведений значится кубок на профилированной ножке с матовой гравировкой по прозрачному стеклу и многопрофильной шлифовкой. Сюжетом стала Ариадна, восседающая на пантере (изображение известной скульптуры Иоганна Генриха фон Даннекера).
Ваза янтарного цвета «Свидание» (роспись пером)
Несмотря на прорывные для своего времени технологии, завод Egermann был лишь одним из стеклодувных предприятий Хайды. В 1930 году здесь работало почти семь десятков компаний, занимавшихся продажей, производством или очисткой стекла. После Второй мировой войны Хайда была переименована в Новый Бор, а большинство немецкого населения было вынуждено покинуть и сам город, и регион. Тем временем, в Чехословакии начали строить социализм. Предприятия национализировались и укрупнялись.
Ваза «Охота»
С 1965 по 1967 год в городе строится большой производственный комплекс по производству стекла, ставший первым инвестиционным зарубежным проектом ЧССР (средства вложила Югославия). Впоследствии эта компания, получившая название «Crystalex», объединила многие предприятия, занимавшиеся выпуском утилитарного стекла. Её производственные корпуса располагались на улице Бедржиха Эгерманна, а штаб-квартиру тоже разместили в Новом Бору.
Egermann в XXI веке
Завод Egermann продолжал оставаться значимым предприятием Чехии по выпуску художественного стекла, если бы не мировые потрясения. Первым серьёзным ударом стал экономический кризис 2008 года. Сначала на заводе перестали выплачивать заработную плату, а в 2009 году и вовсе остановили производство. Для городских властей это только усугубило катастрофу, так как немногим ранее обанкротился и Crystalex. Видя значимость обеих компаний и для города, и для страны, были предприняты большие усилия по восстановлению производства стекла Crystalex в Новом Бору. Egermann тоже после четырёхмесячного простоя продолжил работу. Более того, руководство анонсировало расширение штата с 300 до 320 человек, а простой использовало для покупки современной энергосберегающей печи. В 2010-х гг. Egermann не только радовал любителей стекла новинками, но занимался и производством исторических реплик, воссоздавая предметы, хранящиеся в музеях в единичном экземпляре или известные только по рисункам (несохранившиеся).
Ваза янтарного цвета с цветочным декором
Вторым не менее сильным ударом оказалась пандемия коронавируса, нарушившая отлаженную сеть международных поставок. Штат сократили до 50 человек, но к августу 2021 года завод вновь оказался неплатежеспособен. Тем не менее, торговая марка, наверняка, проявит жизнеспособность и на этот раз. Ведь фирменный магазин по продаже художественного стекла Egermann открыт в Пражском граде у входа на знаменитую Золотую улочку, а представительства фирмы действуют в Японии, Бразилии и Иране.
Маркировка стекла Egermann
Egermann относится к тем компаниям, продукцию которой часто подделывают. Проблему подделок признали даже на государственном масштабе, так как это наносит чешским стеклодувам большой урон. Кроме прямого копирования товарного знака применяют названия, сходные с «Egermann». Например, в 2006 году через интернет начали массовую продажу стекла с маркировкой «dec. Egermann», не имевшего отношения к заводу в Новом Бору. Суд признал использование подобного знака неправомерным.
За компанией Egermann ещё со времён социализма зарегистрировано несколько торговых марок, которые продолжают действовать и сейчас.
Основным способом маркировки является сопроводительная этикетка, которая наклеивается на изделия. Так как в быту её часто удаляют, идентификация конкретного предмета может быть затруднена.
Большое внимание Egermann уделяет упаковке. Вложенный буклет как бы исполняет роль сертификата, а коробка покрыта изображением россыпи товарных знаков.
В ряде случаев (чаще всего на крупных изделиях) наносится маркировка травлением. Но обнаружить её можно далеко не на всех предметах.
Существуют и предметы с авторским клеймом. В данном случае это «Š. Benec» – клеймо Штефана Бенека. На такие работы выдаётся и специальный сертификат компании, подтверждающий авторство.