Огромный внутренний рынок Советского Союза был почти самодостаточным. То, что не могли качественно производить сами, поставляли партнёры по социалистическому лагерю в рамках Совета Экономической Взаимопомощи. Иные бреши заполняла продукция развивающихся стран (Индия, Марокко и пр.). Доступ товаров из капиталистических стран был незначительным относительного общего объёма. Поэтому о французской парфюмерии большинству советских граждан приходилось лишь мечтать. Аромат дальних стран им заменяли польские духи «Быть может…» Но всё же среди прочих парфюмерных товаров была и марка, которая находилась на слуху.
Речь идёт о рижской фабрике «Дзинтарс». В послевоенный период и до распада СССР три прибалтийские республики казались кусочком недоступного западного мира. Товары из них котировались хоть и не так высоко, как заграничные, но всё же на прилавках не залёживались. Поэтому те модницы, которые точно знали, что французские духи на день рождения или 8-е марта им не светят, искренне радовались и парфюмерному набору с надписью «Dzintars». При этом многие и не подозревали, что в переводе с латышского это красиво звучащее слово обозначает капельки застывшей смолы - янтарь.
Парфюмерная компания «Дзинтарс»
Стартовой точки истории знаменитой на весь Советский Союз фирмы стала фабрика HA Brieger, основанная молодым немецким предпринимателем Генрихом Адольфом Бригером в 1849 году. Под вывеской поначалу скрывалось скромное мыловаренное и парфюмерное производство. Список собственных товаров первых лет был крайне скуден: за редким исключением свечи да мыло. Своих ароматов компания не производила. Готовые составы для одеколонов и духов завозили из Франции, а в Риге лишь разливали по флаконам. Тем не менее, фабрика начала приносить прибыль, которую Бригер щедро вкладывал в развитие. В ассортименте появились крем и духи по собственным рецептам. К началу ХХ века выстроили просторные корпуса на улице Базницас, куда и переместилось производство.
Первая мировая война почти не повлияла на выпуск продукции. В результате политических пертурбаций Прибалтика откололась от рухнувшей Российской империи, на осколках образовались независимые Литва, Латвия и Эстония, в Риге сменяли друг друга правительства, входили и уходили немецкие войска, а фабрика продолжала делать мыло и сопутствующие товары. К тому времени Генрих Адольф уже покинул наш мир, но производством всё ещё владела его семья. Управление сначала взял на себя Вильгельм Бригер (сын Генриха), а затем Курт (внук Генриха Бригера). С началом Второй мировой войны, словно предчувствуя скорые перемены в Риге, семейство Бригеров перебирается в Германию. В 1940 году Латвия становится республикой СССР, а фабрику Бригеров национализируют и дают название «Красный рассвет». Затем Латвийская ССР оказывается под немецкой оккупацией, и Курт Бригер даже возвращается в Ригу для руководства фабрикой, над которой восстановил владение.
Послевоенный СССР не только восстанавливает разрушенное хозяйство, но и активно реорганизует его. Начинается массовое преобразование всевозможных артелей и мелких мануфактур в огромные производственные комплексы. Коснулось это и парфюмерных предприятий Риги. Ликвидируются фабрики «Флора» (бывш. А. Томберга) и «Рота» (бывш. Кикерта), а химико-свечной завод «Метра» (бывш. Антона Римейкаса), объединивший их оборудование, в 1951 году получает название «Дзинтарс». Уровень оборудования не устраивает новую власть, поэтому из ГДР поступает всё необходимое для создания современной производственной линии. Результат не заставил себя долго ждать: уже в 1952 году появляются духи «Рижская сирень», ставшие визитной карточкой «Дзинтарс» на долгие годы вперёд. Через шесть лет к парфюмерному комплексу присоединили ещё и фабрику «Саркана Аусма», имевшую большой опыт выпуска подобной продукции. В итоге реорганизации возникла парфюмерно-косметическая фабрика «Дзинтарс», которой отстроили цеха в районе Зиепниеккалнс, ранее звавшимся «Зейфенберг» или «Гора мыловаров». В 1974 году предприятие возглавил Илья Герчиков, который останется руководителем «Дзинтарс» на несколько десятилетий. К началу 1976 года «Дзинтарс» - это уже производственное объединение, продукция которого расходится не только по СССР, но и отправляется на экспорт. Штат постоянно растёт, достигнув на пике 1400 человек.
«Дзинтарс» всеми силами подчёркивал своё лидерство в парфюмерной промышленности. Именно здесь впервые в границах Советского Союза наладили выпуск духов в аэрозольной упаковке. Большой флакон духов «Болеро» стоил 16 рублей. Маленькие флакончики духов «Иоланта» и «Аве сол» продавали по 1 рублю 20 копеек и 1 рублю 80 копеек. Мужской одеколон «Антей» имел цену 5 рублей за 250 мл, а новинку 1971 года «Прометей» в красивом флаконе реализовывали за 15 рублей. Чуть дороже двух рублей стоил одеколон «Лунная соната».
Де-юре независимость Латвия обрела 6 сентября 1991 года, после чего в стране закипели масштабные преобразования, связанные со сменой собственности. Уже 7 ноября «Дзинтарс» - это акционерное общество, почти 70% акций которого осталось у Ильи Герчикова, которого переполняли планы на открытие новых рынков сбыта. Чтобы этому помочь, в число акционеров приняли швейцарскую компанию IKI. Невзирая на попытки проникнуть и закрепиться на европейских рынках, основная часть продукции «Дзинтарс» всё равно продолжала уходить в Россию и страны СНГ. Это привело к сильной зависимости от стабильности в конкретных регионах. Когда в 1998 году рынок потряс Россию и прочие постсоветские государства, продажи «Дзинтарс» рухнули. С этого момента начали накапливаться долги и возникать производственные трудности. Тем не менее, в начале XXI века «Дзинтарс» был готов предложить три с половиной сотни парфюмерных позиций. В 2004 году предприятие создаёт музей и работает над открытием фирменных магазинов, захватывая как внутренний рынок, так и Россию, Белоруссию, Украину и Литву. Очередной кризис в 2008 году сделал товары «Дзинтарс» неконкурентоспособными на большей части прежнего рынка сбыта. Надеясь, что трудный период быстро пройдёт, компания начала работать в убыток. События на Украине 2014 года и последующее за ними охлаждение в отношении с Россией и Белоруссией привело компанию, где тогда работало 430 человек, к банкротству.
После цепочки судебных заседаний, последовавших за попытками Ильи Герчикова перерегистрировать все товарные знаки предприятия на себя, производство остановилось окончательно. Но «Дзинтарс» не исчез. Во-первых, Илью Герчикова лишили регистрации товарных знаков. Во-вторых, взаимодействие AS Swedbank и AS «Daugavpils Lokomotīvju Remonta Rūpnīca» позволили им успешно провести залоговый аукцион и получить всё, что на тот момент оставалось от «Дзинтарс». Новые собственники решили сохранить бренд, в 2020 году возобновив производство на перерегистрированном на них SIA Dzintars, а год спустя предприятию вернули историческое название - SIA HA Brieger. Продукция под маркой Dzintars продолжает поступать на рынок и успешно продаётся.
Изделия Dzintars
«И для неё, и для него» - девиз многих парфюмерных наборов того времени, и «Дзинтарс» здесь не был исключением. Гендерная принадлежность в данном случае вшита в сами названия. Для него – одеколон «Рижанин», залитый в могучий флакон, закрытый внушительного вида пробкой. Для неё – небольшой флакончик духов «Рижанка», олицетворяющий изящную и хрупкую женскую фигурку. Акцентом набора стал герб Риги, визуально соединяющий оба флакона.
Та самая знаменитая «Рижская сирень». Вот как описывали эти духи в советском рекламном буклете: «Своеобразный запах прибалтийской сирени. Флакон из тонкого стекла представляет собой как бы несколько сложенных вместе листков сирени. Листок сирени повторяет и форма коробки, обтянутая зелёной замшей». На Международной выставке в Брюсселе 1958 года «Рижская сирень» удостоилась бронзовой медали.
Из новинок «Дзинтарс» можно отметить туалетную воду «White Amber» («Белый янтарь»). В её основном аромате собраны ландыш, ирис и белая фиалка. Сопутствующими ароматами здесь стали роза и магнолия с капелькой экзотического иланг-иланга, к которой добавили белую амбру и мускус. Духи олицетворяют рижанку, чьё сердце бьётся в такт ритму её города.
Логотип «Дзинтарс»
Товарный знак Dzintars известен на протяжении десятилетий, став узнаваемым и для советского, и для постсоветского поколений. Какие-то планы по ребрендингу владельцами торговой марки пока не озвучивались.