История украинского гончарного промысла насчитывает не одну сотню лет. Пионерами фарфоровой промышленности стали предприниматели из Польши. В конце 18 столетия Юзеф Клемент Чарторыйский основал фарфорово-фаянсовую мануфактуру. В окрестностях его родового замка в Корце обнаружили богатые залежи каолиновой глины. Мануфактуру оборудовали по европейскому образцу, производством занимались французские мастера — братья Мезеры. С течением времени на украинской земле возникло множество предприятий по выпуску тонкостенной керамики. Одно из них — Дружковский фарфоровый завод (Дружковка). Его продукция славится особым очарованием, прочностью, разнообразием, экологичностью. Он ценится и коллекционерами, и обычными потребителями.
Набор из 5 десертных тарелок, украшенных цветами, фарфор, деколь, 1974-1991 гг. (Монетник)
История Дружковского фарфорового завода
Завод начали строить в 1966 году, работы завершились в 1971 году в Донбассе. Это место выбрали из-за близости сырьевой базы и развитой транспортной сети. Изготавливали фарфоровую посуду, малую пластику и другие предметы для украшения интерьера. Производили до 26 млн. изделий в год.
Завод ориентировался на массовое производство широким потоком. Появлялись и эксклюзивные работы: сервизы «Гуцулочка», «Кактусы», «Айдар». Выпускали большие декоративные вазы, предназначенные для официальных подарков на юбилейные даты.
В 1970-х годах технология производства изменилась, мастера вернулись к литью, чтобы сделать продукцию более изящной. Ручкам и носикам придавали изящный изгиб, чашкам придавали форму распускающихся бутонов с резным краем.
Пара чайная с живописным изображением цветка, фарфор, роспись, 1974-1991 гг.
В конце 1980-х годов в связи с Перестройкой обозначились проблемы с поставками сырья, снизился контроль за технологическими процессами. Для восполнения недостатков стали использовать серую, розовую, голубую массу. В 2008 году производство тонкостенной украинской керамики пришло в упадок из-за экономического кризиса, засилья китайской дешевой продукции, которая заполнила рынок после вступления страны в ВТО. Но Дружковский фарфоровый завод выстоял, несмотря на трудности. В 2014 году ввели высокую пошлину (35,6%) на ввоз иностранной фарфоровой посуды. Из-за боевых действий на территории Донбасса деятельность завода прекратилась, готовые образцы распродали.
Набор тарелок для подачи горячих блюд на 6 персон с цветочным рисунком, фарфор, деколь, 1974-1991 гг.
Мастера-фарфористы
Главным художником стал Василий Ефремович Ковальчук. Он участвовал в республиканских и международных выставках. Художественное образование получил в Ворошиловградском училище. Работал на Барановском и Бориславском фарфоровых заводах. Производство запускали с нуля, начинали с кружек, тарелок. Первая значимая работа на предприятии — форма для сервиза «Донбасс».
Сервиз «Айдар» назван в честь реки, которая протекает на родине Ковальчука. Для него характерны простые формы и богатый декор. Полосы цветочного орнамента чередуются с паузами белого фона.
Набор чайников «Лужок» — любимое творение мастера. Фарфориста вдохновили узоры тканей и платков: изделия щедро украшены растительным орнаментом.
Рецептом фарфоровой массы занималась Зоя Матвеевна Алексеенко. Ей удалось добиться самого белого черепка на Украине.
Над малой пластикой трудилась Нина Василенко. Она разрабатывала сувенирно-подарочную продукцию: бокалы, подсвечники, вазы. Возможно, самые знаменитые фигурки («Олимпийский мишка», «Катюша») изготовила именно она. В частных коллекциях сохранились скульптуры животных, подписанные мастерицей: «Восточный гороскоп», «Кот», “Тигренок, который сидит». Также она создала нескольких Дедов Морозов, Снегурочку. На рубеже 20-21 веков малую пластику стали выпускать в промышленных масштабах.
Клеймо Дружковского фарфорового завода
На клейме изображена шахтерская лампа. Коллекционерам следует обращать внимание на маркировку изделий, чтобы избежать подделки при покупке.
Однако на изделиях могут оказаться и более редкие клейма. В каталоге Ивана Александровича Гольского, описывающем товарные марки и знаки советской керамики, Дружковскому заводу посвящено три позиции.
Кроме того, художественное изделие кроме авторской подписи может включать не логотип, а аббревиатуру предприятия - ДФЗ. Выше для примера показана малая пластика Нины Василенко.
В постсоветский период, когда Дружковка стала представлять весь украинский фарфор, товарный знак может содержать герб Украины. Для других изделий использовано клеймо с изображением городского герба Дружковки.