Имперская Россия. Грандиозная держава, поражавшая иностранцев своим контрастом: великолепие столичных дворцов и почерневшие от времени бревенчатые избы, с крышами, покрытыми соломой; богатейшие грузные купцы с колоритной внешностью и многочисленное крестьянство, ещё в начале XX века ходившее в лаптях; бедняки, зачастую из столовых приборов использующие лишь деревянные ложки и миски, и знать, быт которых был украшен драгоценными изделиями знаменитых фирм и мастеров. Одной из таких фирм был российский Дом Фаберже.
Хроники Дома Фаберже
История компании Фаберже началась в 1842 году, когда Густав Фаберже, имевший французские и немецкие корни, родившийся в Лифляндской губернии Российской империи и перебравшийся в 1830-х гг. в Петербург для учёбы ювелирному делу, открыл магазин, где продавал изделия собственной мастерской.
Магазин располагался в самом центре столицы, успех пришёл очень быстро, а покупателями становились в основном представители высших слоёв общества. «Раскрутив» дело, Густав Фаберже передаёт управление компанией наёмному управляющему, а сам в 1860 году с семьёй перебирается в Германию.
В начале семидесятых годов сын основателя фирмы, Карл Фаберже, обучавшийся ювелирному делу сначала в Петербурге, а потом в Европе, возвращается в столицу Российской империи и с головой погружается в дело, созданное отцом. Именно с возвращением в Россию Карла Фаберже и начинается уже мировая слава фирмы.
Поставщик Двора Его Императорского Величества
Компания расширяется, активно участвует в ювелирных выставках, а на одной из них, в 1882 году, правивший в те годы Александр III, обратил внимание на копию старинного браслета, изготовленного фирмой Фаберже и, находясь под сильным впечатлением, изъявил желание стать клиентом компании. В 1885 году Карл Фаберже стал официальным ювелиром императора и его семьи, а вся высшая знать почитала за честь владеть продукцией его фирмы. И без того популярное предприятие стало поистине знаменитым, а бренд «Фаберже» - символом изысканной роскоши и признаком принадлежности к аристократии, причём не только отечественной, но и зарубежной. Так, кроме семьи российских императоров, клиентами Фаберже были монархи Норвегии, Швеции и Сиама.
Помимо тиражных изделий, которые выпускались Домом Фаберже, особенно славилась фирма своими эксклюзивными продуктами, которые изготавливались для определённых персон. Наиболее известны конечно же знаменитые пасхальные яйца Фаберже, каждое из которых является уникальным произведением искусства. Всего доподлинно известно о существовании 71 экземпляра таких изделий, бо́льшая часть из которых была предназначена для членов императорской семьи.
Дом Фаберже продолжал работать вплоть до крушения Российской империи. Вскоре после начала Гражданской войны, в 1918 году мастерские и магазины Фаберже были национализированы. Карл Фаберже и часть его семьи уехали за границу, где бывший глава ювелирного дома скончался спустя два года.
Несмотря на то, что Дом Карла Фаберже прекратил своё существование, сам бренд не ушёл в небытие. Сыновья Карла организовали во Франции фирму с тем же названием. Один предприниматель в США также использовал это название при производстве парфюмерных продуктов. Впоследствии, в результате неоднократных продаж прав на использование бренда, знаменитое имя появлялось на всевозможной продукции, не имеющей отношения к ювелирному делу, однако в 2007 году владельцами бренда стали потомки Карла Фаберже, с 2011 года вновь начали выпускать ювелирные изделия, а с 2012 года имя знаменитого ювелира перестало использоваться на сторонней продукции.
Клейма Фаберже
Существует несколько разновидностей клейм, которые можно встретить на изделиях Дома Фаберже, выпускавшихся в Российской империи. Они представляют из себя полностью написанное название Дома, название Дома с начальной буквой имени его владельца – «К», с орлом или без него, изображенные, не будучи расположенными в какой-либо геометрической фигуре или заключенные в прямоугольник с острыми или закруглёнными углами. Также в качестве клейм использовались лишь начальные буквы «К» и «Ф», заключённые в прямоугольник с сильно закруглёнными углами или в круг. С 1885 года клеймо ставится под двуглавым орлом (поставщик Двора Его Императорского Величества).
Автор книги "Фаберже: Придворный ювелир" Геза фон Габсбург указывает, что в большинстве своём произведённые в Санкт-Петербурге изделия (в том числе, в мастерских, работавших с Фаберже по договору) помечались именем Фаберже кириллицей. Мелкие предметы в качестве клейма имели литеры "К" и "Ф". Также на петербургские изделия кроме клейма фирмы ставилось клеймо главного мастера, главы мастерской или мастера-изготовителя. Московские изделия в основном помечались именем Фаберже кириллицей и государственным гербом, а клеймо мастера не ставилось, так как эти люди были служащими фирмы. Экспортные поставки в качестве клейма имели полное имя Фаберже латиницей или литеры "C" и "F", а также клеймо мастера.