Качество и дизайн столовых приборов Cutipol сделали этот португальский бренд эталоном мирового класса. Владельцы компании утверждают, что этому помогла общая мечта, к которой присоединились и присоединяются уже несколько поколениями семьи Рибейро. Отточенный дизайн, сочетающийся с многоверсионностью исполнения каждой модели, показывают, что сервировка стола может быть настоящим искусством. Не зря свою деятельность сотрудники фирмы именуют «Um projeto poético» - поэтический проект.
История компании Cutipol
Невзирая на то, что официальной датой создания Cutipol стало 1 апреля 1963 года, владельцы компании считают, что её истоки кроются в 1920-х гг., когда основатель фирмы Хосе Рибейро постигал основы металлообработки в маленькой отцовской мастерской. Свою первую компанию, из которой затем выросла Cutipol, он основал ещё в 1950 году. Но должно было пройти более десяти лет для общего понимания, как вести бизнес не только стабильно, но и успешно. За это десятилетие Хосе Рибейро объездил планету, выискивая необходимое оборудование и высматривая будущих оптовых клиентов, чтобы наладить с ними каналы поставок.
Одной из ключевых дат для современной Cutipol стал 1976 год, когда к отцовскому бизнесу присоединились многочисленные сыновья. Из девяти братьев, ставших акционерами компании, стоит выделить Давид Рибейро, возглавившего отдел продаж, а после выросшего до коммерческого директора фирмы. Хосе Хоаким Рибейро занялся дизайном, придумывая оригинальные коллекции, которые и выделяют предметы Cutipol среди многочисленных аналогов, сделанных конкурентами. Полученная прибыль сразу шла в дело, поэтому уже в начале 1980-х гг. здесь затеяли масштабную модернизацию завода, что позволило нарастить объёмы выпуска и выйти на зарубежные рынки.
Прорывной получилась вторая половина 1990-х гг. Например, набор «Манхэттен» в 1995 году получил награду от Португальского центра дизайна. В 1997 году состоялось открытие первого магазина в Лиссабоне. В этом же году начинает работу международный магазин в Париже, где собрали множество португальских брендов. И Cutipol в их числе. Год спустя фирменный магазин открывает двери во втором по величине после Лиссабона города страны – Порту. Тогда же Португалия в столице принимает выставку Expo '98, на которой был отмечен набор Atlântico.
Кризис 2008 года разорил многие компании. Cutipol пришлось пересмотреть ориентиры, обнаружив, что португальский рынок схлопнулся. Тогда экспорт, составлявший менее трети товаров, начали спешно увеличивать, доведя до 93% от общего объёма производства. Это привело к тому, что бренд стали замечать в других странах. В 2010 году продукция Cutipol получила от Международной гастрономической академии престижную премию Prix de l’Art de la Table, а журнал Monocle занёс её товары в шестёрку лучших ьрендов среди столовых приборов. Появившаяся коллекция Goa произвела фурор на рынке, что подтверждают международный приз, выданный компании в 2012 году в рамках Олимпийских игр в Лондоне, и премия Good Design Award от Японского института продвижения дизайна (2016 г.).
Продукция Cutipol часто встречается там, где всё необычное. Например, её заметили в фильме «Burnt» (в России известен, как «Шеф Адам Джонс»), где блистал Брэдли Купер. Приборами Cutipol сервированы столы первого в Европе подводного ресторана Under в Норвегии. Известность приводит к очередному росту, и теперь оборудование завода уже занимает площадь в четыре тысячи квадратных метров. В 2020 году компания вошла в список из тысячи лучших малых и средних предприятий Португалии, не собираясь теперь его покидать.
Примеры столовых приборов Cutipol
Основой столовых приборов служит нержавеющая сталь марки 18/10 (у нас подобную сталь обычно маркируют 12Х18Н10, называя хромоникелевой). Внешний вид набора зависит от цвета покрытия и его характера (матовый или глянцевый). В обзоре мы решили привести разные цвета, но тот же самый набор может встретиться и в других оттенках. Все три набора, приведённые ниже, придумал дизайнер Хосе Хоаким Рибейро.
«Багет» - многозначное слово. Рибейро не поясняет, в каким именно значении оно использовано в названии этого набора, но указывает, что входящие в его состав предметы выделяются плавной линией, пересекающей ручку его столовых приборов, что придает ему утонченность и простоту. Глядя на фото выше, можно подумать, что Baguette – это всего четыре разных предмета, но это не так. Если развернуть список его позиций, мы обнаружим там и половник, и сервировочную ложку, и ковш для соуса, и пироговый сервер, и вилочки для столь экзотических блюд, как лобстера, устрицы и улитки. Оттенки матового золота позволяют предметам «Багета» выглядеть роскошно и благородно.
Круглые черпала десертной и столовой ложек, действительно, схожи с ночным светилом, когда оно полностью освещено солнцем. Сочетание округлых форм и нитевидных линий «Луны» приковывают взгляд и придают комфорт руке. По идее Рибейро изящные формы предметов, наполненные элегантностью, мягкостью и лёгкостью, отлично передают чуткость и эмоциональную силу. А любая из ложек к тому же вызывает ностальгию по лунному свету, усиливая поэтическое и символическое выражение этой изящной модели. Коллекцию Moon Matte Copper как раз и выбрали в 2019 году для норвежского подводного ресторана. Кроме медного вакуумного напыления возможно чёрное, синее или цвета шампанского, а также покрытие из чистого золота.
Фундамент очарования «Иконы» кроется в гармоничном сочетании дизайна и функциональности. Здесь опять же кроме базовой четвёрки предметов в наборе найдутся всевозможные приборы сервировки для самых необычных блюд. Одних ножей тут набирается целая команда: столовый, десертный, рыбный, сервировочный, а также ножи для масла, для стейка и для сыра. Показанный выше набор имеет матовое исполнение, но его можно найти и в отполированном виде. Кроме светлого покрытия также возможнв и позолота (и глянцевая, и матовая версии).
Маркировка и клеймо Cutipol
После получения в 2016 году премией Good Design Award компания провела свой первый ребрендинг. После прохождения регистрации официальная торговая марка Cutipol получила вид, под которым используется и сейчас. На первый взгляд, ничего не изменилось, кроме размещения и шрифта слова «Portugal». Но это не так. Изменения затронули угол наклона и толщину букв названия компании, а также буквам обрезали кончики.
В качестве клейма она проставляется в виде названия компании, выполненным фирменным шрифтом (Cutipol), и страны происхождения (Portugal). По торговой марке можно понять, выпущен ли нож до ребрендинга или уже после.