Columbia River Knife & Tool (CRKT) – это американская компания, специализирующаяся на производстве ножей высокого качества. Она предлагает широкий ассортимент ножей, от классических складных ножей до тактических и охотничьих моделей. CRKT известна своим инновационным дизайном и использованием передовых технологий. Компания работает с известными ножевыми дизайнерами, чтобы создать уникальные и функциональные ножи. Но это ещё хороший пример о роли личности в истории. А у CRKT таких личностей, которые полностью переписали ход её истории, было две: Эд Халлиган и Кит Карсон.
История бренда
Компания Columbia River Knife & Tool, чьё название чаще всего сокращают до CRKT, появилась в 1994 году, когда Пол Гиллеспи и Род Бремер решили, что больше не хотят работать в Kershaw Knives, а желают перевести накопленный опыт в собственный бизнес. Этого опыта хватило, чтобы запустить производственные процессы, но оказалось недостаточно, чтобы по-настоящему блеснуть на небосклоне ножевого мира. Первые годы Род Бремер отчаянно искал модель, которая, по его словам, оказалась бы способна увлечь за собой остальные производственные линии.
В 1997 году случай свёл его с Эдом Халлиганом, который спроектировал весьма необычный нож K.I.S.S. – Keep It Super Simple («Пусть это будет очень просто» или «Проще простого»). Как рассказывал сам Халлиган, идея ножа заключалась, односторонне заточенном лезвии, которое скользит по раме и, находясь на ней (когда нож в сложенном виде), образует объёмный выступ, чтобы владелец не порезался. Эксперты раскритиковали конструкцию, уверяя, что она повлечёт за собой судебные процессы от множества людей, неосмотрительно порезавшихся этим ножом. Но Род Бремер решил рискнуть и заключил с Халлиганом контракт на производство K.I.S.S. и не прогадал. На SHOT Show 1998 года K.I.S.S. от CRKT произвёл фурор. Привезённые ножи расхватали в первые же дни, попутно покупая и другие модели, которыми ранее мало кто интересовался. Продажи выросли в четыре, а то и пять раз, вынуждая стремительно расширять производство.
Через год после того, как был подписан договор с Халлиганом, CRKT заключает не менее перспективный контракт с Китом Карсоном, чтобы выпускать его складной нож М16. Карсона нельзя считать изобретателем революционного на тот момент флиппера (выступ в виде плавника, нажатием на который можно заставить обычный нож открываться почти так же быстро, как автоматический). Однако каждое великое изобретение должно быть кем-то вознесено на вершину славы. Для флиппера всемирная слава наступила во многом из-за большой популярности М16. Именно этот нож доказал массам, что выступ не только ускоряет открывание ножа, но и защищает пальцы от соскальзывания на лезвие. Карсон успел послужить в армии США, поэтому хорошо понимал, какие ножи нравятся военным. И неудивительно, что вскоре М16 стал самым популярным ножом среди военнослужащих, находившихся в горячих точках.
Любая компания не застрахована от случайностей. А Columbia River Knife & Tool на самом взлёте чуть было не обанкротилась из-за таможни. В октябре 2000 года таможенная служба США изъяла 80 000 складных ножей, выпуск которых CRKT организовала в Азии. Подозрение вызвала как раз скорость, с которой извлекалось лезвия. Инспектор счёл, что это один из подвидов выкидных ножей, запрещённых к обращению в США. Лишь заступничество властей Орегона помогло разблокировать партию. Но за время простоя из-за невыполненных контрактов ущерб CRKT превысил миллион долларов. Тем не менее, компания устояла и продолжила бурное развитие, готовясь чем-нибудь поразить публику на грядущих престижных выставках.
И это CRKT удавалось неоднократно. Почётный титул «Нож года» получали её модели Snap Lock (2004 г.) и Hijinx (2014 г.). А каждый из титулов «Самый инновационный дизайн ножа» и «Лучшая покупка» компания за время, когда её возглавлял Род Бремер, получала пятикратно. Но больше всего успехов CRKT добилась в номинации «Лучший неамериканский нож» (например, в 1998 году её получил K.I.S.S.). Для тех, кого удивит, что компания из Орегона побеждала в этой номинации, подскажем, что учитывалось конкретное место производства, а ножи-победители выпускались в азиатском регионе. Столь весомые победы обеспечивались сотрудничеством с самыми известными ножевыми дизайнерами планеты, среди которых Эд Ван Хой, Кен Онион, Пэт Кроуфорд, Аллен Элишевиц, Барри Галлахер и другие. Среди запатентованных компанией изобретений механизм открывания Outburst Assist, механизм Lock Back Safety (LBS), заточка краёв Veff-Serrated и замок Deadbolt. Годовой объем продаж к концу 2010-х гг. для CRKT оценивался в 25 миллионов долларов США. А ведь на это время штат компании составлял от 40 до 60 человек.
Примеры ножей
Складной нож Kalbi входит в семейство Crossbones и продолжает линию CRKT предметов для ежедневного ношения (EDC). Клинок длиной 83,34 мм выполнен из японской стали Acuto 440, которая долго держит остроту после заточки, и прошёл сатинирование (шлифовка, создающая узор из очень тонких параллельных линий, который не бликует). Изумительно плавное открытие обеспечивает узел на шарикоподшипниках IKBS™. Для рукояти выбран алюминий, которому придали контрастный ярко-синий оттенок. Благодаря лёгкости алюминия нож весит всего 56,7 грамма. Безопасность работы обеспечивает замок типа Liner-lock. Чтобы не потерять нож в пути, его можно закрепить клипсой или использовать темлячный шнур, так как отверстие для него есть в хвостовике рукояти.
Керамбит Provoke разработал Джо Касвелл, оттолкнувшись от своего нестандартного ножа Caswell MKV2 Morphing Karambit. Как заявлял сам дизайнер, не столь высокая популярность керамбитов обуславливалась сложностью в раскрывании керамбита без ослабления его захвата, перехватывания ножа или привлечения для открывания клинка второй руки. Несколько лет ушло на реализацию интересной идеи, но в итоге появилась запатентованная технология Kinematic™, когда лезвие стремительно разворачивается нажатием большого пальца. Provoke стал первым ножом Касвелла, который разрабатывался для серийного производства CRKT.
CRKT выпускает несколько моделей Provoke. Клинок Provoke EDC имеет длину 65 мм, выполнен из стали D2 и тоже прошёл сатинирование, а его ручка сделана из алюминия. В развёрнутом виде он не слишком напоминает керамбит. А вот Provoke Aluminum выглядит классическим керамбитом, изогнутым полумесяцем. Это не один нож, а уже настоящая мини-коллекция, каждая позиция которой обладает своими особенностями. Например, у одной из его версий грозный вид усиливает серрейторная заточка. Её клинок длиной 61,21 мм защищает покрытие из нитрида титана, а материал ручки анонсирован в названии модели.
Логотип и клеймо Columbia River Knife & Tool (CRKT)
Река Колумбия протекает по северо-западу североамериканского континента, захватывая канадскую провинцию Британская Колумбия, а также штаты США Вашингтон и Орегон, в последнем из который и находится компания Columbia River Knife & Tool. Исходя из названия фирмы, неудивительно, что для торговой марки была выбрана именно река, зигзагом нисходящая меж горных пиков.
К двадцатилетию компания решила сменить логотип, пригласив команду дизайнеров Blue Collar Agency. В результате ребрендинга логотип расстался с рекой и остроконечными горными пиками, а также округлым шрифтом. Теперь шрифт имеет лишь скруглённые углы, а на букве «К» виден разрез, символизирующий, что компания производит ножи. Девизом компании стала фраза «Confidence in Hand» («Уверенность в руке» или образно «Уверенность в своих силах»). Клеймо на ножах соответствует логотипу.