Нож в первую очередь воспринимается как оружие и только потом в качестве бытового инструмента. Поэтому владельцем ножа сразу рисуется мощный мужчина, готовый постоять за себя. А уж образ руководителя ножевой компании – это уже на автомате брутальный мачо или солидный мастер в годах, в облике которого прямо сияют секреты, накопленные десятилетиями плодотворной работы. И женщина на этом месте для многих выглядит нелогично. Однако женщины нередко управляли ножевыми компаниями. И Клодин Дозорме – яркий тому пример. Под её руководством компания Claude Dozorme вышла на мировой уровень и полноправно остаётся там.
История бренда
Годом основания компании считается 1902-й, когда Блез Дозорме, проживающий в селении Ла Моннери неподалёку от Тьера, открыл маленькую мастерскую, где начал делать столовые приборы. В Тьере таким промыслом было никого не удивить. Но Дозорме из сотен и тысяч таких же мастеров выделяло знание секретов работы со сталью. На выходе получались предметы, которые отличались качеством среди изделий кустарей-одиночек. Поэтому начинание не только не загнулось, но и окрепло. Блезу Дозорме давали заказы и крупные фабрики, если им срочно требовался объём, а своими силами его выпустить не могли. В 1918 году отцовское дело продолжил его сын Валентин. Хотя товары Дозорме и славились качеством, о торговой марке говорить ещё было рано.
Совершить переворот в семейном бизнесе попытался уже внук основателя Клод Дозорме. Заручившись согласием жены, он истратил все имеющиеся у него средства на оборудование, чтобы превратить мастерскую в фабрику, отвечающую духу времени. Хотя пробиться на рынок, тогда уже поделённый между гигантами, он не рассчитывал, но в планах значились продажи на ножевых выставках. Для этого уже понадобился собственный товарный знак. Так в начале 1980-х гг. появилась торговая марка Claude Dozorme. Ранние партии её ножей – это традиционные для этих мест лайоли.
Однако Дозорме шагнул в сторону от глубокой колеи, пропаханной предшественниками. Лайоль – это прежде всего складной нож. Дозорме же соединил его облик с предназначением столовых приборов, создав (по словам компании) первый лайоль современного мира с фиксированным клинком. Возможно, и здесь фабрика вела бы ничем ни примечательную жизнь в окружении себе подобных, но в 1991 году к её работе подключилась дочь владельца Клодин Дозорме. К этому моменту она уже добилась успехов на должности менеджера по продажам в крупном агропромышленном холдинге. Этот опыт помог ей выстроить удачную цепочку сбыта. Но не только.
Видя, как другие компании делают скачок в развитии, задействуя приглашённых специалистов, Клодин начала применять такую практику и в своей фирме. Это дало возможность сотрудничать с разными брендами, которые стали размещать свои заказы на фабрике Claude Dozorme. Например, Микаэль Амзалаг и Матиас Аугустиньяк (парижская графическая Studio M/M) решили именно здесь выпускать разработанный для Café Français столовый нож BeauM/Marly. В своё время с Claude Dozorme работал дизайнер Томас Бастид и даже знаменитый актёр Жерар Депардье.
В российском ножевом мире можно назвать бренд Mr. Blade (с чешской регистрацией), который при создании запланировал работу с Claude Dozorme и отдал туда часть своих заказов. Примечательно, что в каталоге Claude Dozorme присутствует нож с названием «Mister Blade». Среди ножевиков Франции Клодин Дозорме – фигура примечательная. В 2009 году по инициативе Министерства культуры Франции и компанию одарили почетным статусом «Предприятие живого наследия». А в декабре 2013 года Клодин Дозорме получила ещё одну почётную награду за динамизм, креативность и новаторство в ведении семейного бизнеса с прогрессивной экономической моделью.
Примеры ножей Claude Dozorme
Разработчики этого ножа считают, что его клинок длиной 250 мм приспособлен именно резать мясо, а не разрывать его, как получается у многих охотничьих ножей. В свойствах клинка, сделанного из нержавеющей стали X50CrMoV15, высокая ударопрочность сочетается с гибкостью. Нож готов к серьёзным испытаниям, о чём говорит трёхмиллиметровая толщина обуха. Изгиб рукояти спроектировали так, чтобы она хорошо ложилась в руку и обеспечивала крепкий хват. Базовый вариант Dague предполагает рукоять из прозрачного износостойкого материала с размещением под накладками цветных изображений на тему охоты. Но тем, кто предпочитает классику, предназначен вариант из дерева. Для ценителей красоты выпускается вариант, где клинок выполнен из узорчатого дамаска, а для рукояти взяли рог оленя или зуб мамонта.
Модель создана в честь паломников, идущих в деревню Сен-Жак-де-Компостель, и четырёх классических маршрутов, по которым им приходилось идти. В дороге им требовался нож, но Claude Dozorme решил отойти от традиционных лайолей, предложив собственный вариант карманного ножа. Однако его стиль напрямую связан с этими историческими дорогами. Прежде всего следует обратить внимание на рукоять, чья форма схожа с капюшоном дорожного одеяния монахов-капуцинов. А на одной из сторон лезвия можно прочитать ключевые точки каждого маршрута (например, паломники могли отправляться в Сен-Жак-де-Компостель из Тура). Четыре дороги – четыре варианта надписи на клинке. Кроме того, нож имеет несколько версий материала рукояти (дуб, рог, олива и др.). Получается целая коллекция. С историческими ножами оформление Les chemins de Compostelle связывает гильоширование пружины, подпирающей клинок в развёрнутом состоянии.
Название отсылает нас к историческим корням Claude Dozorme. Но компания советует смотреть на них глубже. Кроме тех далёких дней, когда Блез Дозорме делал свои первые ножи, предполагается вспомнить о региональной кухне с традиционным бокалом божоле и местом, где это всё можно попробовать – местном ресторане Le Bouchon, где столы накрывают клетчатыми скатертями. Этот нехитрый узор и перешёл на рукоять серии «1902». В ней собраны кухонные ножи различных задач: от длинных хлебных ножей и ножей шеф-повара до скромных в размерах ножичков для чистки овощей.
Клеймо ножей Claude Dozorme
Эмблемой компании выбрана голова волка. Почему именно она? Тут нам снова придётся вернуться к истокам. Дело в том, что по семейной легенде Блез Дозорме имел доминирующий темперамент, свойственный вожаку волчьей стаи. Вот приятели и прозвали его волком.
На ножи в виде клейма логотип может переноситься и с графической частью (волчья голова), и без неё. На клинке могут встретиться и другие логотипы. Например, изящная «Т» в квадрате – символ Confrérie du couteau de Tié. Это ассоциация, объединившая энтузиастов ножевого дела и профессионалов. Но чаще сама она именует себя ножевым братством. А указание Le Thiers® подтверждает, что все элементы ножа сделаны в регионе Тьера, то есть соответствуют всем местным правилам и традициям.