История французского бренда Christofle началась в 1830-м году, когда молодой и предприимчивый ювелир Чарльз Кристофль, сын торговца шелком, начал управлять собственной ювелирной мастерской. Его предприятие находилось в Париже на улице Мориас. Больше двенадцати лет Чарльз упорно развивал свое дело, за это время ему удалось получить лицензию на использование гальванопластики – особой технологии, позволяющей покрывать заготовки золотом и серебром. Это событие стало важной вехой в истории бренда Кристофль. Менее чем через два года хозяин предприятия уже наладил большое производство столовых приборов с серебряным покрытием. Важную роль в успешном развитии компании сыграли и ее мастера – выдающиеся художники, скульпторы, ювелиры. Благодаря их труду мастерская Кристофль получила почетный титул государственного поставщика при дворе императора Наполеона III. Продукция компании, в первую очередь столовое серебро, стала официально поставляться в королевские дома Европы.

Набор из двух вилок с рельефным растительным декором, латунь, серебрение, фабрика «Christofle», Франция, 1862-1935 гг.Набор из двух вилок с рельефным растительным декором, латунь, серебрение, фабрика «Christofle», Франция, 1862-1935 гг.

Еще одной заслугой Чарльза Кристофля принято считать – внедрением фирменного клейма в виде стилизованного герба. Благодаря данной товарной марке, которой помечались все изделия, они стали узнаваемыми повсюду. С помощью покровительства императора Наполеона III, Чарльз также сумел наладить сбыт своей продукции и за пределы Европы: он стал поставщиком османского султана Абдель Азиза и правителя Мексики Максимилиана.

В это время в художественном оформлении товаров Кристофль произошли изменения, вызванные запросами потребителей. Основной стиль оставался классическим, но

к нему все чаще стали добавлять различные декоративные элементы из японского искусства, ориентализма, а также других художественных стилей: рококо, ар-нуво и ар-деко. Художники бренда постоянно адаптировали его к меняющимся общественным вкусам.

Кофейник антикварный, латунь с глубоким серебрением, дерево, фабрика «Christofle», Франция, 1862-1935 гг.Кофейник антикварный, латунь с глубоким серебрением, дерево, фабрика «Christofle», Франция, 1862-1935 гг.

С 1850-х годов компания Кристофль стала ведущей на европейском рынке продукции для сервировки, выполняя крупнейшие заказа высокопоставленных лиц со всей Европы.

В ХХ веке существование предприятия находилось под ударом. Военные конфликты и революции обрушили экономику Европы, а вместе с ней и спроса на столовое серебро. Компания Кристофль начала экспортировать продукцию в Америку, но не смогла достичь в этом большого успеха. Новый свет затронул экономический кризис 1930-х годов. Владельцам Кристофль ничего не оставалось, как объявить о банкротстве и закрыть предприятие.

Серебряная металлическая чаша Сокровища Хильдешейма, фабрика «Christofle», Франция, 1870 годСеребряная металлическая чаша Сокровища Хильдешейма, фабрика «Christofle», Франция, 1870 год

Новые хозяева – супружеская пара Тони Буйе и Карла Борлетти были дальними родственниками Чарльза Кристофля. Они мечтали возродить его знаменитую компанию и для этого пригласили на работу лучших мастеров своего времени – дизайнеров и ювелиров. Новая продукция стала не только безупречной в художественном отношении, но и практичной. На фабрике Кристофль начали создавать долговечные бытовые предметы, которые даже разрешалось мыть в посудомоечной машине. В результате у бренда значительно расширился круг заказчиков, теперь в него вошли новые железнодорожные и авиакомпании.

Подставка для бутылки из серебра, фабрика «Christofle», Франция, 1873 год

Сегодня брендом Кристофль управляет представитель пятого поколения семьи - Маурицио Борлетти. Основные производственные мощности компании (фабрика и мастерские) расположены в Яинвиле (Нормандия, Франция). Компания активно сотрудничает с известными дизайнерами и студиями, в их числе Марсель Вандерс (коллекция Jardin d'Eden), студия Nendo (коллекция Constellation), Эрик Шмитт (коллекция Céleste), Сара Эспеут (Sarah Espeute для Christofle) или художник Ричард Орлински (скульптуры животных).

Пара подсвечников из серебра, фабрика «Christofle», Франция, 1864 год

Ассортимент Кристофль в последние годы значительно расширился. Помимо столовых приборов из серебра, в него вошли элитные фарфоровые изделия, текстиль, декор для дома. Последние годы принесли бренду новый успех за счет производства уникальных украшений. Кристофль начал сотрудничество с ведущими мировыми ювелирными компаниями. В итоге на рынок были выпущены коллекции элегантных украшений.

Группа предметов из сервиза, фабрика «Christofle», Франция

Клейма Кристофль

Ювелирное клеймо Christofle

Структура маркировки во Франции включает в себя несколько элементов. Разберём сначала знак ювелира. Как пишет сайт производителя, самое первое ювелирное клеймо, зарегистрированное в 1832 году, представляло собой штык винтовки и буквы «СС» («Il s’agit d’une baïonnette de fusil et des lettres CC»). Пчела, знакомая любителям антиквариата, становится знаком с 1853 года. Кроме неё на клейме присутствуют три звезды и всё те же буквы «СС» (Christofle & Cie), которые с 1935 года сменятся на «ОС» (Orfèvrerie Christofle). Для вермеля (позолоченного серебра 925-й или 800-й пробы) дополнительно проставляли букву «v».

Клейма изделий с покрытием драгоценными металлами

Для изделий с позолотой или посеребрением используют иную маркировку. Которая гарантирует нанесение определённого количества золота или серебра (толщину слоя покрытия сплава драгоценным металлом). С 1935 года выбор «Кристофль» пал на шахматную фигурку коня. С 1983 года в клеймо добавляют знак качества – римскую цифру I или II. Изделия Haute Orfèvrerie имеют дополнительную маркировку, по которой можно узнать год изготовления. Век обозначен буквой («А» для 19-го, «В» для 20-го и «С» для 21-го века), а цифры вокруг неё указывают остальную часть даты.

Клейма Christofle на столовых приборах

До 1855 года фирма Christofle наносила серебрение на латунь, но позже был подписан договор с фирмой «Альфана», по которому начались поставки сплава Alfénide на основе меди, цинка и никеля (в России его звали не только «альфенид», но и «христофлевый металл», так как почему-то посчитали, что фирмой «Кристофль» он и был изобретён).

1844–1859 гг.

В 1844–1859 гг. маркировка включала три элемента. Знак ювелира здесь представлял овал с весами и пчелой меж парой пальмовых ветвей и четвёркой звёзд. Число «72» показывало меру использованного серебра для дюжины эталонных приборов. В ромбе проставляли двузначный год выпуска. В прямоугольнике со скошенными углами располагалась надпись «CHRISTOFLE». Отличительной особенностью некоторых изделий 1847 года является четвёртый элемент - мужской профиль, обращённый влево.

1855-1862 гг.

На изделиях 1855-1862 гг. указание «CHRISTOFLE» заменили надписью в две строки «ALFÉNIDE», заключённой в ромб.

1862-1877 гг.

Период с 1862 по 1877 год принёс изменения, так как появились новые правила, регламентирующие маркировку. Теперь все элементы помещаются в квадраты. Квадрат обрамляет и год выпуска, и надпись в две строки «ALFÉNIDE», и овал с весами. Меж чашей весов в 1862–1868 гг. стоит «80», а в 1868-1877 гг. – уже «84». С 1965 года на этих изделиях появляется и указание «CHRISTOFLE», обрамлённое прямоугольником с острыми или скошенными углами.

Клеймо на вилке с посеребрением

Такую же маркировку применяли в 1878-1899 гг. для сплава «Métal Blanc» (сплав с низкой температурой плавления на основе олова и таких металлов, как свинец, висмут и медь, использовался для изготовления столовых приборов) с посеребрением.

1877-1888 гг. (альфенид с указанием «HALPHEN»)

А вот для изделий из альфенида в 1877-1888 гг. маркировка была изменена. Основной фигурой остались квадраты, но вместо овала с весами появляется ромб, в котором уместились козлиная голова, буквы «C» и «H» (Charles Halphen) и указание на количество затраченного серебра. В прямоугольнике теперь значится «HALPHEN». Собственно, это уже маркировка фирмы Шарля Альфена, но в данном случае разобрать, где заканчивается Кристофль и начинается Альфен, достаточно сложно. Поэтому изделия с данной маркировкой часто тоже причисляют к продукции «Кристофль».

1888-1931 гг.

С 1888 по 1931 гг. используется усложнённый разлинованный квадрат, а из ромба с козлиной головой убрали буквы «C» и «H».

Вилка «Кристофль» с посеребрением и чуть иные по исполнению клейма с посеребрённого ножа Christofle

С 1935 года кроме наименования фирмы «CHRISTOFLE» присутствует ещё клеймо с фигуркой шахматного коня и буквами «О» и «С». В данном случае есть и указание на страну производителя.

Клейма Christofle на посуде

1844-1862 гг.

Посуда маркируется немного иначе. Количество использованного серебра проставляется не между чаш весов в овале, а отдельно – набором из двух цифр в ромбах. Маркировке сопутствует указание «CHRISTOFLE» в прямоугольнике. Многозначное число – это порядковый номер изделия. Такая маркировка характерна для 1844-1862 гг.

1862-1935 гг.

С 1862 по 1935 год практически ничего не меняется, только указание «CHRISTOFLE» обрамлено прямоугольником, а цифры, образующие указание на затраченное серебро, помещены в квадраты. Для сплава «Métal Blanc» добавляется клеймо с пчелой, буквами «СС» и названием материала, подвергнутого посеребрению. С 1935 года появляется клеймо с фигуркой шахматного коня, показанное в начале блока о клеймах.

Клейма Christofle на сплаве Gallia

Отличительной чертой коллекции Gallia, созданной компанией «Кристофль» в 1898 году, является петух в гербовом щите с надписями «Gallia metal», «Orfèvrerie Gallia» или «Gallia» до 1942 года. С 1942 по 1974 год петух был вписан в квадрат с надписью «GALLIA», а затем «COLL. GALLIA».

«GALLIA»

Другими особенностями маркировки можно считать смену козлиной головы буквами «СС», расположенными по углам квадрата с кошачьей головой. В 1935 году появляется клеймо с фигуркой шахматного коня.

Клеймо «CHRISTOFLE»

Осталось привести лишь некоторые варианты «длинного» клейма фирмы, включающего её полное название - «CHRISTOFLE».