История французского бренда Christofle началась в 1830-м году, когда молодой и предприимчивый ювелир Чарльз Кристофль, сын торговца шелком, начал управлять собственной ювелирной мастерской. Его предприятие находилось в Париже на улице Мориас. Больше двенадцати лет Чарльз упорно развивал свое дело, за это время ему удалось получить лицензию на использование гальванопластики – особой технологии, позволяющей покрывать заготовки золотом и серебром. Это событие стало важной вехой в истории бренда Кристофль. Менее чем через два года хозяин предприятия уже наладил большое производство столовых приборов с серебряным покрытием. Важную роль в успешном развитии компании сыграли и ее мастера – выдающиеся художники, скульпторы, ювелиры. Благодаря их труду мастерская Кристофль получила почетный титул государственного поставщика при дворе императора Наполеона III. Продукция компании, в первую очередь столовое серебро, стала официально поставляться в королевские дома Европы.
Набор из двух вилок с рельефным растительным декором, латунь, серебрение, фабрика «Christofle», Франция, 1862-1935 гг.
Еще одной заслугой Чарльза Кристофля принято считать – внедрением фирменного клейма в виде стилизованного герба. Благодаря данной товарной марке, которой помечались все изделия, они стали узнаваемыми повсюду. С помощью покровительства императора Наполеона III, Чарльз также сумел наладить сбыт своей продукции и за пределы Европы: он стал поставщиком османского султана Абдель Азиза и правителя Мексики Максимилиана.
В это время в художественном оформлении товаров Кристофль произошли изменения, вызванные запросами потребителей. Основной стиль оставался классическим, но
к нему все чаще стали добавлять различные декоративные элементы из японского искусства, ориентализма, а также других художественных стилей: рококо, ар-нуво и ар-деко. Художники бренда постоянно адаптировали его к меняющимся общественным вкусам.
Кофейник антикварный, латунь с глубоким серебрением, дерево, фабрика «Christofle», Франция, 1862-1935 гг.
С 1850-х годов компания Кристофль стала ведущей на европейском рынке продукции для сервировки, выполняя крупнейшие заказа высокопоставленных лиц со всей Европы.
В ХХ веке существование предприятия находилось под ударом. Военные конфликты и революции обрушили экономику Европы, а вместе с ней и спроса на столовое серебро. Компания Кристофль начала экспортировать продукцию в Америку, но не смогла достичь в этом большого успеха. Новый свет затронул экономический кризис 1930-х годов. Владельцам Кристофль ничего не оставалось, как объявить о банкротстве и закрыть предприятие.
Серебряная металлическая чаша Сокровища Хильдешейма, фабрика «Christofle», Франция, 1870 год
Новые хозяева – супружеская пара Тони Буйе и Карла Борлетти были дальними родственниками Чарльза Кристофля. Они мечтали возродить его знаменитую компанию и для этого пригласили на работу лучших мастеров своего времени – дизайнеров и ювелиров. Новая продукция стала не только безупречной в художественном отношении, но и практичной. На фабрике Кристофль начали создавать долговечные бытовые предметы, которые даже разрешалось мыть в посудомоечной машине. В результате у бренда значительно расширился круг заказчиков, теперь в него вошли новые железнодорожные и авиакомпании.
Сегодня брендом Кристофль управляет представитель пятого поколения семьи - Маурицио Борлетти. Основные производственные мощности компании (фабрика и мастерские) расположены в Яинвиле (Нормандия, Франция). Компания активно сотрудничает с известными дизайнерами и студиями, в их числе Марсель Вандерс (коллекция Jardin d'Eden), студия Nendo (коллекция Constellation), Эрик Шмитт (коллекция Céleste), Сара Эспеут (Sarah Espeute для Christofle) или художник Ричард Орлински (скульптуры животных).
Ассортимент Кристофль в последние годы значительно расширился. Помимо столовых приборов из серебра, в него вошли элитные фарфоровые изделия, текстиль, декор для дома. Последние годы принесли бренду новый успех за счет производства уникальных украшений. Кристофль начал сотрудничество с ведущими мировыми ювелирными компаниями. В итоге на рынок были выпущены коллекции элегантных украшений.
Клейма Кристофль
Структура маркировки во Франции включает в себя несколько элементов. Разберём сначала знак ювелира. Как пишет сайт производителя, самое первое ювелирное клеймо, зарегистрированное в 1832 году, представляло собой штык винтовки и буквы «СС» («Il s’agit d’une baïonnette de fusil et des lettres CC»). Пчела, знакомая любителям антиквариата, становится знаком с 1853 года. Кроме неё на клейме присутствуют три звезды и всё те же буквы «СС» (Christofle & Cie), которые с 1935 года сменятся на «ОС» (Orfèvrerie Christofle). Для вермеля (позолоченного серебра 925-й или 800-й пробы) дополнительно проставляли букву «v».
Для изделий с позолотой или посеребрением используют иную маркировку. Которая гарантирует нанесение определённого количества золота или серебра (толщину слоя покрытия сплава драгоценным металлом). С 1935 года выбор «Кристофль» пал на шахматную фигурку коня. С 1983 года в клеймо добавляют знак качества – римскую цифру I или II. Изделия Haute Orfèvrerie имеют дополнительную маркировку, по которой можно узнать год изготовления. Век обозначен буквой («А» для 19-го, «В» для 20-го и «С» для 21-го века), а цифры вокруг неё указывают остальную часть даты.
Клейма Christofle на столовых приборах
До 1855 года фирма Christofle наносила серебрение на латунь, но позже был подписан договор с фирмой «Альфана», по которому начались поставки сплава Alfénide на основе меди, цинка и никеля (в России его звали не только «альфенид», но и «христофлевый металл», так как почему-то посчитали, что фирмой «Кристофль» он и был изобретён).
В 1844–1859 гг. маркировка включала три элемента. Знак ювелира здесь представлял овал с весами и пчелой меж парой пальмовых ветвей и четвёркой звёзд. Число «72» показывало меру использованного серебра для дюжины эталонных приборов. В ромбе проставляли двузначный год выпуска. В прямоугольнике со скошенными углами располагалась надпись «CHRISTOFLE». Отличительной особенностью некоторых изделий 1847 года является четвёртый элемент - мужской профиль, обращённый влево.
На изделиях 1855-1862 гг. указание «CHRISTOFLE» заменили надписью в две строки «ALFÉNIDE», заключённой в ромб.
Период с 1862 по 1877 год принёс изменения, так как появились новые правила, регламентирующие маркировку. Теперь все элементы помещаются в квадраты. Квадрат обрамляет и год выпуска, и надпись в две строки «ALFÉNIDE», и овал с весами. Меж чашей весов в 1862–1868 гг. стоит «80», а в 1868-1877 гг. – уже «84». С 1965 года на этих изделиях появляется и указание «CHRISTOFLE», обрамлённое прямоугольником с острыми или скошенными углами.
Такую же маркировку применяли в 1878-1899 гг. для сплава «Métal Blanc» (сплав с низкой температурой плавления на основе олова и таких металлов, как свинец, висмут и медь, использовался для изготовления столовых приборов) с посеребрением.
А вот для изделий из альфенида в 1877-1888 гг. маркировка была изменена. Основной фигурой остались квадраты, но вместо овала с весами появляется ромб, в котором уместились козлиная голова, буквы «C» и «H» (Charles Halphen) и указание на количество затраченного серебра. В прямоугольнике теперь значится «HALPHEN». Собственно, это уже маркировка фирмы Шарля Альфена, но в данном случае разобрать, где заканчивается Кристофль и начинается Альфен, достаточно сложно. Поэтому изделия с данной маркировкой часто тоже причисляют к продукции «Кристофль».
С 1888 по 1931 гг. используется усложнённый разлинованный квадрат, а из ромба с козлиной головой убрали буквы «C» и «H».
С 1935 года кроме наименования фирмы «CHRISTOFLE» присутствует ещё клеймо с фигуркой шахматного коня и буквами «О» и «С». В данном случае есть и указание на страну производителя.
Клейма Christofle на посуде
Посуда маркируется немного иначе. Количество использованного серебра проставляется не между чаш весов в овале, а отдельно – набором из двух цифр в ромбах. Маркировке сопутствует указание «CHRISTOFLE» в прямоугольнике. Многозначное число – это порядковый номер изделия. Такая маркировка характерна для 1844-1862 гг.
С 1862 по 1935 год практически ничего не меняется, только указание «CHRISTOFLE» обрамлено прямоугольником, а цифры, образующие указание на затраченное серебро, помещены в квадраты. Для сплава «Métal Blanc» добавляется клеймо с пчелой, буквами «СС» и названием материала, подвергнутого посеребрению. С 1935 года появляется клеймо с фигуркой шахматного коня, показанное в начале блока о клеймах.
Клейма Christofle на сплаве Gallia
Отличительной чертой коллекции Gallia, созданной компанией «Кристофль» в 1898 году, является петух в гербовом щите с надписями «Gallia metal», «Orfèvrerie Gallia» или «Gallia» до 1942 года. С 1942 по 1974 год петух был вписан в квадрат с надписью «GALLIA», а затем «COLL. GALLIA».
Другими особенностями маркировки можно считать смену козлиной головы буквами «СС», расположенными по углам квадрата с кошачьей головой. В 1935 году появляется клеймо с фигуркой шахматного коня.
Осталось привести лишь некоторые варианты «длинного» клейма фирмы, включающего её полное название - «CHRISTOFLE».