Исследователи промышленной революции Франции знают о фарфоровой мануфактуре Шарля Серпо благодаря тому, что от неё уцелела круглая печь для обжига фарфора – одна из четырёх, которые ещё сохранились на территории муниципалитета Лимож. Это шарообразное сооружение из кирпича недоступно для туристов, поэтому в тишине и одиночестве может вспоминать и взлёты, и падения фабрики фарфора, располагавшейся на улице Франсуа Шенье, строение 52-бис.
Чайник миниатюрный «Базилика Нотр-Дам-де-Фурвьер»
Фабрика фарфора Raymond Laporte
История мануфактуры свидетельствует, как тесно в Лиможе переплетаются судьбы различных фабрик. Она началась неподалёку, в знаменитой компании Henri Ardant & Cie, чьим фарфором восхищались на Всемирных выставках, из которых самой удачной получилась Парижская (1867 г.), где представили фарфоровых овечек, сделанных по модели Симеона Байлака. Сюда пришёл в 1878 году Раймон Лапорт, женившийся на дочери Анри Ардана. Вскоре Анри Ардан и Раймон Лапорт начали управлять фабрикой вместе.
Источники сообщают, что в 1882 году Лапорт покинул фабрику, а через год выстроил по адресу 52bis, rue François Chénieux новый корпус, где открыл собственную фарфоровую мануфактуру. Торговой маркой он взял прежнюю стрекозу, но развернул её в другую сторону и добавил свои инициалы – «R» и «L». Полученный на прежнем месте опыт позволил Лапорту быстро достичь невиданных высот. Его художественный фарфор был ничуть не хуже, чем у Henri Ardant & Cie. Лапорту помогли налаженные ранее знакомства с извeстными французскими художниками и скульпторами.
В 1898 году мануфактуру покупают Пуансо и Лангле – тоже не новички в деле фарфора. Лангле был одним из управляющих фабрики Le Pré des Bénédictins. Но в 1897 году Пуансо попросил его сотрудничать с ним. В 1899 году Пуансо умирает, а Лангле продолжает руководить фабрикой в одиночку. Неизвестно, как пошло бы совместное управление, но самостоятельные действия Лангле привели фабрику к упадку. Производство фарфора перешло в 1902 году к Батио, а затем в 1906 году братьям Мишо. Ещё через пять лет круглая печь для обжига остановилась.
Фабрика фарфора Charles Serpaut
В следующий раз эту печь разожгли только в 1919 году, когда участком на улице Франсуа Шенье заинтересовался Шарль Серпо. До этого он вполне успешно работал начальником производства на заводе Bernardaud, но понял, что хочет вести дела сам. Перед возобновлением производства печь модернизировали, переведя топку с дров на каменный уголь. Ассортимент получился достаточно широким: чайные сервизы, кофейные сервизы, чашки и блюдца, фарфоровая посуда, фарфоровые вазы и подарочная посуда. Очень красив декоративный художественный фарфор Charles Serpaut и его фарфоровые статуэтки.
В тот период была большая мода на парфюмерные лампы. Шарль Серпо создал отличные образцы этих ламп в популярном тогда стиле ар-деко. Относительно парфюмерии надо отметить и его сотрудничество с Érelbé, которая заказывала у Серпо не только лампы, но и небольшие фарфоровые флаконы для духов. Предметы этого сотрудничества имеют двойное клеймо, сочетающее торговую марку Серпо и название Érelbé.
Исследователи отмечают, что после того, как мода на парфюмерные лампы начала сходить на нет, формы для ламп переделали под статуэтки. Красивый предмет в стиле ар-деко, изображающий вооруженную женщину, вышедшую на охоту в сопровождении гончей собаки, первоначально имел конструкцию для использования в виде лампы. Однако выше показана полноценная статуэтка. В 1926 году фабричный штат декораторов составлял 17 человек. Однако вряд ли производство самого фарфора было значительным, так как в этом же здании на тот момент размещалась и компания по строительству печей Ноэля и Жуо.
В 1928 году управляющим мануфактуры становится сын Шарля Жерар Серпо. Незадействованные площади сдаются кустарному кирпичному заводу. Развития фабрики не происходит, так как число декораторов к 1950 году сокращается до десятка. 1958 год становится судьбоносным для фабрики. Во-первых, умирает Жерар Серпо. Во-вторых, старинную кирпичную печь останавливают навсегда. Вместо неё работу начинают две газовые печи новой конструкции. Однако модернизация позволила не только увеличить штат своих декораторов до 15 человек, но и организовать дополнительно компанию по росписи фарфора Porcher et Peyrot. Сама фирма после смерти Жерара Серпо сменила название на Serpaut et Compagnie.
В 1980 году у фабрики появляется новый владелец, связанный с менеджментом Serpaut et Compagnie. Однако производство постепенно переживало упадок. Последний балансовый отчёт был подан контролирующим органам в 1987 году. Заброшенный участок в 1993 году выкупила налоговая инспеция, чтобы организовать здесь автостоянку. От полной чистки это место спасла та самая печь, признанная промышленным наследием Франции. Поэтому сохранили и её, и здание, где она находится.
Клейма фарфора Charles Serpaut и Raymond Laporte в Лиможе
Выше та самая стрекоза, «перекочевавшая» от Анри Ардана к Раймону Лапорту и развернувшаяся в этом пути. На рельефном вдавленном клейме хорошо видны все особенности его рисунка. А вот клеймо-штемпель не всегда различимо. Порой краска ложилась так, что узнать стрекозу почти невозможно.
Здесь показан фрагмент каталога торговых марок лиможского фарфора за 1929 год. Компания Шарля Серпо показана в правом верхнем углу.
Рассмотрим первое клеймо вблизи. Эта версия состоит из переплетённых между собой букв «C» и «S».
Вторую версию покажем в сложносоставном варианте. Указание «Modelé Deposé» можно перевести, как «зарегистрированный промышленный образец». Торговая марка Limoges Unique France была создана в 1929 году объединением лиможских производителей фарфора (l'Union des Fabricants de Porcelaine de Limoges). Её наличие должно было убедить покупателя, что он держит в руках предмет именно из лиможского фарфора. Однако данное клеймо ставилось в течение короткого периода. В его состав входило либо фабричное клеймо, либо клеймо художественной мастерской (в данном случае это «G. SERPAUT»). На этом предмете также есть авторская подпись художника (BERTRAND B.).
Маркировку в виде авторской подписи «Charles et Serpaut» тоже можно обнаружить на предметах, появляющихся в продаже.
Такая же подпись, но в виде вдавленного клейма.
А это совместное клеймо Érelbé и Charles Serpaut.
Данное клеймо любители фарфора тоже относят к мануфактуре, где располагалась компания Charles Serpaut.