Camillus – пример того, как, разоряясь, одна компания порождает на свет другую, которая продолжает её деятельность, идя уже своим путём. Создателем Camillus стал Адольф Кастор, который подростком в 1870 году эмигрировал из Германии в США. Прибыв в Нью-Йорк, он помогал дяде, занимавшей поставкой различного оборудования фирме Bodenheim, Meyer & Company. Первой работой юного Альфреда было надзирать за надлежащей отправкой цепей, которыми привязывали коров. Проявив усидчивость и смекалку, Альфред продвинулся по карьерной лестнице, будучи переведённым на поставки огнестрельного оружия и столовых приборов. В 1873 году из названия Bodenheim, Meyer & Company исчезла фамилия Боденхайм, и опустевшее место предложили занять Аарону Кастору, который ввёл в дело и племянника. Но жизнь Meyer & Kastor оказалась недолгой. Через три года она обанкротилась, так как число покупателей её товаров катастрофически упало.
История Camillus Cutlery Company
Полученный при работе на дядю опыт подвиг юношу сразу же, в том же 1876 году, создать собственную компанию Adolph Kastor & Bros., офис которой разместился на Канал-стрит в Нью-Йорке. Её деятельность состояла в импорте немецких ножей и продажи их в Америке. Двадцать лет бизнес шёл успешно, но в 1897 году из-за нового тарифного соглашения ввозить ножи стало невыгодно. Пришло время задуматься о смене деятельности. Однако, проведя за торговлей ножами более двух десятилетий, Адольф Кастор не захотел прощаться с ними. Пришлось искать того, кто мог бы эти ножи делать, а Кастор уже распространял бы их внутри налаженной клиентской сети. В это время в городке Камилл (Camillus) на другом конце штата Нью-Йорк в небольшой мастерской Чарльз Шервуд во главе коллектива из 20 человек, как раз занимался ножами, производя около 15 различных моделей. Адольф Кастор предложил объединить усилия. Так Adolph Kastor & Bros. стала Camillus Cutlery Company. Кастор с 1902 года принял руководство мастерской на себя.
Накопленных денег ему хватило, чтобы из небольшой мастерской сделать фабрику, в которой появились паровые кузнечные молоты и новейшие прессы. В 1903 и 1906 годах он зарегистрировал две новые торговые марки «Clover» и «Sword Brand», под которыми тоже началась продажа ножей. Адольф пристально следил за новшествами в оружейном деле, поэтому вовремя позаботился о покупке прогрессивных шлифовальных кругов. Значительно вырос и фабричный штат. В 1910 году 200 рабочих произвели немногим менее миллиона ножей. Слава о Касторе достигла его родины, и в США устремились немцы в погоне за лучшей жизнью. Кастор только приветствовал поток прибывающих мастеров, для которых выстроил общежитие.
Начавшаяся Первая мировая война стала периодом больших возможностей для Camillus Cutlery Company. Получив большие армейские заказы, Адольф Кастор не ограничился этим. Из фабрики в Европу отправляли медицинские инструменты и складные столовые наборы для Красного Креста. После заключения мира армейские заказы уменьшились. Но Адольф Кастор нашёл выход в производстве коллекционных ножей, для клинков которых он использовал нержавеющую сталь. Кроме этого, он заключил контракты с сетями розничных продаж (например, Sears и Woolworth), которые продавали его товар под своими марками. В 1927 году на рынок вышла компания Craftsman с линейкой инструментов, газонного и садового инвентаря. Часть её товара тоже имела происхождение от фабрики Кастора.
Вторая мировая война перевела Camillus Cutlery Company на новый уровень. В 1942 году офицеры Корпуса морской пехоты США в сотрудничестве с компанией Union Cutlery, экспериментируя с формой, стилем и материалами, предоставленными Camillus, сконструировали универсальный боевой нож KA-BAR. Получив одобрение армейского руководства, нож был запущен в массовое производство. И первой контракт на его выпуск подписала Camillus. Другие военные заказы включали огромные партии боевых ножей M3, штык-ножей М4 для самозарядного карабина М1, универсальные ножи, складные ножи, мачете и другие позиции. Всего на фронт фабрика отправила более 13 миллионов различных ножей.
В 1946 году Адольф Кастор ушёл из жизни, оставив масштабное отлично отлаженное производство, что дало Camillus Cutlery Company прекрасную возможность быстро перейти с сократившихся военных заказов на рынок гражданских товаров. Уже в 1947 году американские бойскауты получили целую линейку складных ножей. А далее последовал выпуск ножей, рукояти которых украшали молодёжные кумиры. Но всевозможные войны, где принимала участие армия США, тоже подбрасывали компании очередные контракты. Период Вьетнамской войны ознаменовался для Camillus выпуском боевого ножа USMC KA-BAR, лётчицкого ножа для выживания и многофункционального ножа с четвёркой лезвий. Но уже в 1960-х гг. владельцами Camillus стала семья Бэр из Нью-Йорка. Через тридцать лет компания купила производителя ножей Western Cutlery Company, имевшего в сравнении с Camillus чуть меньший почтенный возраст.
Казалось, новое тысячелетие принесёт Camillus очередные успехи. Например, в 2001 году шли совместные разработки с Джерри Фиском – одним из ярчайших светил на ножевом небосклоне Америки. А вместе с Дэррилом Ральфом была выпущена линейка тактических складных ножей с титановой рамой. Но всё это не спасло компанию от спада продаж. Уйдя в конце 2005 года на рождественские каникулы, сотрудники не подозревали, что по возвращении на рабочие места им предложат значительное сокращение заработной платы и пособий. Профсоюз запротестовал, организовав забастовку, которая растянулась на несколько месяцев. Так как руководство на уступки не пошло, рабочие согласились с новыми условиями. Но к тому времени положение компании стало катастрофическим, и 28 февраля 2007 года одна из старейших ножевых компаний США обанкротилась.
В сентябре того же года Acme United Corporation на аукционе по банкротству за 200 000 долларов приобрела торговые марки Camillus Cutlery Company и все её интеллектуальные наработки. Саму фабрику это не спасло, так как выпуск ножей Acme United Corporation предполагала запустить на своих заводах. В мае 2009 года Camillus вновь появилась на рынке, но уже не в качестве производителя, а в качестве торговой марки. Для её развития были подписаны контракты с Les Stroud (эксперт по выживанию) и Pro Staff (команда профессионалов по выживанию) на разработку, производство и продажу ножей. Звёздные имена помогли Camillus вновь стать узнаваемой. В 2013 году ножи Camillus вернулись в Европу, а за десять последующих лет наладился экспорт товаров для выживания в 15 стран, включая Австралию, ЮАР и Филиппины.
Смена владельца и привлечение экспертов привели к полной трансформации каталога, откуда исчезли все прежние позиции. Теперь там главенствуют инновационные ножи из новых марок стали и прочных материалов для рукоятей. Но даже новый каталог не имеет стремления к стагнации. Ежегодно там появляется ряд ключевых обновлений. Например, 2017 год ознаменовался не только коллекцией охотничьих ножей, но и целым семейством тактических ножей, воплотивших идеи Джареда Огдена и Грэди Пауэлла.
Примеры ножей Camillus
Сам производитель называет эту модель одной из лучших среди всех ножей с фиксированным лезвием, которые выпускаются под маркой Camillus. Она входит в коллекцию «Made in USA Knives» («Ножи, сделанные в США»). Двенадцатисантиметровый клинок сделан из высокоуглеродистой стали 1095, которая неплохо сопротивляется коррозии. Рукоять выполнена из микарты. Этот материал, полученный путём сжатия и спекания нескольких высокопрочных льняных слоев, не подвержен гниению, а также устойчив к высоким и низким температурам. CK-9.5 входит в группы ножей для выживания, поэтому к ножу и чехлу прилагается ещё и свисток, которым хорошо подавать сигналы в лесу или тумане.
Изящный нож длиной 11,43 см сделан из стали марки 440 с обработкой карбонитридом титана, значительно увеличивающим твёрдость клинка. Для рукояти взята нержавеющая сталь. В её центре находится отверстие для пальца. Рядом с ним открывалка для бутылок, которая также служит отверстием для темлячного шнура или паракорда. Клинок HEATER копьевидный с режущей кромкой 4,45 см и остриём, позволяющим применить этот нож в качестве сапожного. Хранится HEATER в сердцевидных ножнах, которые подвешиваются на бисерной цепочке.
Клеймо ножей Camillus
За время активной деятельности Camillus Cutlery Company зарегистрировала около тридцати торговых марок. В XXI веке её ножи продавались не только, как Camillus, но и Western, CUDA, BK&T и Camco. Каждая из этих торговых марок заслуживает отдельной истории.
Сейчас Acme United Corporation предлагает ножи Camillus, используя версию логотипа, где буква «I» в названии бренда трансформирована в нож. Марки Western и Sword она тоже использует при формировании коллекций. Поэтому, говоря о торговых марках, здесь мы ограничимся только Camillus.
Иногда текущая версия логотипа и предыдущая встречаются вместе. Например, на сертификате приведена основная версия, а на коробке отпечатана версия с орлом. На вторичном рынке часто встречаются ножи, упаковка которых произведена ещё во времена, когда Camillus Cutlery Company была не просто торговой маркой, а производителем.
На современные клинки в качестве клейма ставится актуальная версия логотипа. Но на вторичном рынке встречаются и клинки с красочной гравировкой клейма с орлом. Так как Camillus – это ножи с историей, то ниже приведём и два простеньких клейма ножей в рамках армейских заказов.