История
Предприятие основали Юлиуш Хеннеберг и Михал Чайковский в 1856 году в Варшаве. До открытия собственного производства Хеннеберг работал токарем на заводе «Фраже». Изготавливали столовые приборы, галантерейные вещицы из серебра. В первые годы на фабрике преобладал ручной труд, штат составлял 26 человек. В начале 1860-х годов на заводе появился паровой двигатель (впервые в Варшаве), с помощью которого приводили в движение все оборудование. Компания «J. Henneberg i M. Czajkowski» делала медицинские инструменты для отечественных и зарубежных больниц, пансионатов.
В 1874 году Чайковский покидает компанию, чтобы открыть собственную фабрику посеребренных изделий под маркой «М. ЧАЙКОВСКИЙ в ВАРШАВЕ». Оставшиеся владельцы компании, Юлий и Вильгельм зарегистрировали новый брэнд «БРАТЬЯ ГЕННЕБЕРГЪ» («BRACIA HENNEBERG»). У фабрики были собственные магазины в Варшаве, представительства в крупных российских городах. Изделия выпускали под брендом «Fabryka Wyrobów Platerowanych i Brązowych Braci Henneberg».
В конце 1870-х годов фабрику переоснастили. Благодаря новому оборудованию производство продукции стало дешевле, цены на нее снизились. В 1876 году здесь трудилось 90 рабочих, а годовая прибыль достигала 130 000 рублей. К 1884 году число рабочих превысило полторы сотни, а годовая прибыль возросла до 150 000 рублей. В 1894 совладельцами компании стали сыновья Юлиуша.
С конца 1880-х годов Юлиан Эдвард и Станислав Карол (дети Юлия Хеннеберга) работали по очереди в разных отделах фабрики, чтобы как можно больше узнать о производстве и в будущем эффективно управлять семейным бизнесом. Продукция участвовала в выставках, получала золотые, серебряные, бронзовые медали. Были открыты несколько представительств как в самой Польше, так и в Москве, Санкт-Петербурге, Тифлисе и даже Иркутске. Большая часть продукции распространялась по Российской империи, в состав которой тогда входила Польша.
Распад Российской империи привёл к обретению Польшей независимости и потерей для компании огромного и беспошлинного русского рынка. Однако это спасло фирму от национализации, которая непременно бы произошла, останься компания на территории СССР. Межвоенный период характеризуется поставками товаров в Румынию, Болгарию, Персию, Грецию, Канаду, Китай и открытием магазинов в этих странах. Торговые точки фирмы были даже в Северной Африке. Популярности товаров способствовало привлечение местных художников, работающих в модном стиле арт-деко (например, Юлия Кейлова).
Во время Второй мировой войны фабрике пришлось работать на нужды немецких оккупантов. После Варшавского восстания предприятие было практически полностью разрушено. В конце 1940-х годов оно стало государственной собственностью, сменило название на «Варшавская Фабрика Платер» (Warsaw Factory Platerow или WFP). В середине 1960-х в годов в результате слияния она стала частью предприятия «Хефра» (название образовано от имен владельцев — Хеннеберг и Фражет).
Продукция
На фабрике братьев Хеннебергов столовые приборы изготавливали из сплава альпака – один из подвидов нейзильбера, который также называли «новым серебром». Сплав состоял из меди (55%), никеля (20%), цинка (25%). Впрочем под маркой Alpacca (или Alpakka) встречался и любой другой вид нейзильбера (5-30% никеля, 45-70% меди и 8-45% цинка со следовыми количествами свинца, олова и железа).
Слой серебра или золота наносили на посуду из неблагородных металлов гальваническим методом. Первую в Варшаве гальваническую лабораторию открыл И. Фраже. Сейчас слово «фраже» стало нарицательным, под ним подразумевают предметы для сервировки стола, сделанные в Польше. Посеребренные предметы выглядели дорого, были относительно доступны по цене. Такая посуда пользовалась большой популярностью в конце 19-начале 20 века.
Клейма фирмы братьев Хеннеберг
- «GALW» — гальваника (меднение, золочение, или серебрение латунной основы).
- «В.М.» и «W.M.» — первые буквы от слов «Bialy Мetal» или «White Metal», что обозначает сплав «альпака».
- «82» — количество чистого серебра, которое использовали для покрытия 24 столовых приборов (12 ложек и 12 вилок). Подобную маркировку стали использовать в Германии и других европейских странах со второй половины 19 века.
- Буквой «N» на клейме, заключенной в ромб, овал или трапецию, обозначали «нормальную» толщину серебряного покрытия.
- Весы с буквами «В» и «Н» - клеймо фирмы «Братья Хеннеберг».