В советское время, невзирая на обилие фарфора и фаянса, выставленного на витринах хозяйственных магазинов, жители нашей страны старались добыть импортную посуду. Сервизы из ГДР, Польши и Чехословакии дарили некий ореол избранности, прикосновение к иному, заграничному миру, почти параллельному пространству, попасть куда мог далеко не всякий. Но вот открылись границы, и через несколько десятков лет всё изменилось. Теперь граждане разыскивают старую советскую посуду, кропотливо разглядывая полустёртые клейма, словно надеясь ухватить кусочек тех тёплых, но навсегда ушедших дней. Среди россыпей посуды часто встречаются изделия из украинского Борислава
История Бориславского фарфорового завода
После Великой Отечественной войны предприятия Украины были разрушены и разграблены оккупантами. На восстановление народного хозяйства ушло немало лет. Но параллельно с возобновлением деятельности прежних предприятий правительство прорабатывало вопрос о строительстве новых заводов и фабрик. Поэтому в 1962-1967 гг. на Украине запланировали ввод в эксплуатацию новых фарфоровых заводов, каждый из которых ежегодно выдавал бы по три миллиона изделий. Их построили в Полтаве, Сумах, Тернополе, Бориславе и Синельниково.
Тарелки Бориславского фарфорового завода
Два населённых пункта из них территориально относились к Западной Украине – областной центр Тернополь и небольшой город Борислав в Львовской области. Между ними сразу началось негласное творческое соперничество. Бориславский фарфоровый завод был открыт в 1964 году. И в его цехах, и в Тернополе изготавливали большой объём посуды, обеспечивающий потребности запада Украинской ССР, однако продукция, конечно же, поставлялась и в другие города Советского Союза. Помимо массовых предметов поступали заказы за изготовление эксклюзивных изделий, в основном, для участия в международных выставках.
Кофейный сервиз на 5 персон, 13 предметов. Бориславский фарфоровый завод (1974-1984 гг.)
Несмотря на то, что большая часть объёма продукции представляла столовые комплекты для предприятий общественного питания, в Бориславе делали и другие предметы. Например, большую популярность имели детские кружки с яркими рисунками («Цыплята», «Девочка с зонтиком» и др.). Среди высокохудожественных изделий стоит отметить плакетки с изображением В.И. Ленина, а также настольный сувенир в честь 325-летия воссоединения Украины с Россией.
В поздний период Бориславский фарфоровый завод прославился тем, что его директор, возглавлявший предприятие в 1980-1984 гг., был самым молодым на то время среди руководителей фарфорово-фаянсовой отрасли во всём Советском Союзе. В предолимпийские годы в Бориславе выпускают кружку с эмблемой Олимпиады-80, обрамлённой яркими цветами, а среди многочисленного отряда Олимпийских Мишек есть и бориславский. Очень необычной получилась карандашница «Крыса с мешками», выпущенная в 1983 году к наступающему году Крысы.
Фрагмент чайного сервиза. Бориславский фарфоровый завод (1974-1984 гг.)
Постсоветский период принёс сокрушительное падение спроса на украинский фарфор и резкое снижение объёма выпуска изделий по всем направлениям. В 2002 году предприятие закрывается, но через два года начинает работать под маркой ЗАО «Фарфор». Планируется выпуск широкого ассортимента фарфоровых и фаянсовых изделий от массовой посуды до декоративных предметов. Но вступление Украины в ВТО и нашествие дешёвого импортного фарфора привело к окончательному закрытию завода.
Мастера Бориславского фарфорового завода
Заметной фигурой на только что открывшемся предприятии стал художник по фарфору Василий Ефремович Ковальчук, до этого семь лет отработавший на Барановском заводе. Прибыв в Борислав, Ковальчук влюбился в природу Карпат и много путешествовал, собирая материалы по прикладному искусству Украины, позже проявившиеся в его работах. «Я не люблю бездумно копировать», - объяснял Ковальчук предложенные им сильно стилизованные растительные орнаменты. Василий Ефремович много экспериментировал, соединяя соли (подглазурные красители) с кобальтом и золотом, чтобы получить ранее невиданный метод росписи. Именно им в Бориславе созданы чайные сервизы «Карпаты» и «Галычанка» и ряд кофейных сервизов, включающие такие позиции, как «Маричка», «Прикарпатский», «Эдельвейс» и «Тисса». Некоторые из вариантов подарочного набора «Куманец» оказались столь популярны, что были скопированы другими заводами. В Бориславе Василий Ефремович проработал тоже семь лет, а затем его пригласили на должность главного художника поднимать с нуля только что открывшийся Дружковский фарфоровый завод.
Другим признанным мастером Бориславского фарфорового завода стал Петр Вакулович Щербонос. Славу ему принесла пара ваз «Лесная песня», которую он создал в 1971 году. В тот год республика праздновала вековой юбилей со дня рождения Леси Украинки. На республиканской юбилейной художественной выставке «1871 – 1971», проходившей в Киеве, экспонировались и вазы Щербоноса. Как заявлял сам автор, они посвящены воспеванию красоты человеческих взаимоотношений, порыва к счастью, непостижимой силе большой любви. А чайный сервиз «Зеленое убранство», созданный им в 1972 году, оказался даже представлен в составе набора художественных открыток.