Одним из ведущих предприятий фарфорово-фаянсовой отрасли позднего СССР стал Богдановичский фарфоровый завод, задумывавшийся как мощнейшее предприятие по выпуску посуды. Страна развивалась, её население росло, следовательно, и столовых приборов требовалось всё больше. И если потребности домашних хозяйств вполне закрывали уже существующие заводы, то для нормальной работы общепита нужны были даже не миллионы, а десятки (а то и сотни) миллионов тарелок в год.
Советский период БФЗ
Набор из 3 суповых тарелок (1973-1991 гг.)
Масштабный заводской комплекс, строящийся в небольшом городке Богданович (Свердловская область) вводился в эксплуатацию не одномоментно. Первая очередь БФЗ начала работу в 1973 году. Через два года ежегодный объём выпуска тарелок приближался к 90 миллионам. Полностью предприятие начало функционировать в 1981 году. Завод выпускал как стандартный высокотемпературный фарфор, так и посуду из низкотемпературного фарфора. Последний имеет большую пористость и не просвечивается. Из-за повышенного содержания плавней его обжигают при температуре от 1160 до 1250 градусов. С виду низкотемпературный фарфор похож на фаянс, и оценивая предмет «вприглядку» начинающие любители фарфора часто ошибаются. Именно низкотемпературный фарфор, отличающийся повышенной прочностью и термостойкостью, шёл на изделия для общепита. На сорта его не разделяли. Технологию позаимствовали у итальянской фирмы «Сити», уже успешно её применявшей. Настроенная линия, которую обслуживали всего пять человек, выдавала тарелку, покрытую глухой белой или кремовой глазурью, каждые шесть секунд.
Для развития направления традиционного фарфора пригласили специалистов Дулёвского фарфорового завода. Они вместе с заводчанами создавали первые формы и показывали секреты нанесения росписи. Богдановичский фарфор быстро завоевал признание. На завод порой поступали очень интересные заказы. Например, в 1978 году здесь изготовили три сотни детских наборов, разрисованных дорожными знаками, автомобилями и сказочными героями, показывавшими, как именно надо соблюдать правила дорожного движения. Наборы отправили в Москву, где проходил слёт юных помощников ГАИ.
Малая скульптурная форма хоть и не получила на БФЗ масштабного развития, но именно здесь родился ряд интересных фигурок. Заметным явлением стало «Отцово подаренье» (автор формы А.Р. Архиереева, 1979 г.), словно иллюстрирующее народную сказку, в которой красавица рассматривает себя в волшебное зеркальце. А выше показана «Катюша» - талисман Международного фестиваля молодёжи и студентов, который Москва принимала в 1985 году.
Постсоветский период БФЗ
При смене собственности Богдановичский Фарфоровый завод становится ЗАО «Богдановичский фарфор». Независимость предприятие встречает на подъёме. В предчувствии будущих продаж увеличивается спект товаров. Кроме посуды это теперь авторские сервизы, столовые наборы для ресторанов и кафе, а также сувениры, включая корпоративные наборы. Правда, почти сразу же начались сложности с материалом, так как оборвался привоз украинской глины. Эксперименты с местным материалом давали на выходе плохое качество. А низкотемпературный фарфор в отсутствие планового распределения стал мало востребован. Впрочем, все трудности преодолевались с энтузиазмом.
Набор на 2 персоны (салатники и тарелки) с абстрактным декором(1973-1991 гг.)
Казалось даже, что Богданович способен стать центром новой фарфоровой империи. Ведь с 1993 года АООТ «Асбестовское монтажное управление» обращается на БФЗ с предложением открыть полноценный филиал в Асбесте. Правда, асбестовский филиал изначально ориентировался на дорогие элитные сервизы, а когда их практически перестали покупать, положение здесь стало крайне тяжёлым. Часть площадей сдали в аренду, а на ставшемся оборудовании начали выпуск массовой дешёвой посуды. Однако в 2003 году асбестский филиал был ликвидирован.
Но и Богдановичский завод не мог похвастать большими достижениями. Долги накапливались, продажи снижались, части сотрудникам перестали выплачивать зарплату. Столовый фарфор перестал пользоваться большим спросом, так как магазины наводнила сходная по цене продукция из Франции и Германии. Завод пробует сыграть на патриотизме. Декоративные тарелки с видами Урала и пейзажными мотивами, выполненными в 2004 году Е. Гребенщиковой, удостаиваются высоких оценок. Из новых сувениров популярной оказалась «Мышка-повар». Но всё это не может спасти огромное предприятие, погрязшее в долгах.
В 2007 году производство изделий остановили. Так как жизнь буквально каждой семьи была связана с заводом, правительство Свердловской области предпринимает ряд попыток восстановить производство. С его помощью здесь разместили заказ Свердловского регионального общественного Фонда помощи армии и флоту на фирменную посуду для казармы экипажа ракетного подводного крейсера Верхотурье. Пожалуй, это стало последним заметным проектом «Богдановичского фарфора». В ноябре 2009 года завод окончательно обанкротили, оставив без работы 900 человек. В дальнейшем на площадях завода разместилось предприятие по металлообработке. Однако специалисты говорят, что БФЗ оставил большое наследие «белья» (фарфоровой основы, на которую наносят роспись), поэтому несколько художников продолжают оформлять эти остатки, которые после реализуются в ряде торговых точек.
Клеймо Богдановичского фарфорового завода
Появление заводского клейма облечено красивой легендой, согласно которой на общем собрании мудрейших рассуждали, изображением какого зверя будут маркировать будущую посуду. Лису отвергли из-за её хитрости. Бобра и лося уже заняли другие заводы. Перешли к персонажам сказов Бажова, но ни Великий полоз, ни Серебряное копытце мудрейших не устроили. И тогда решили, что символом завода станет сама Хозяйка Медной горы, но не в обличии человека, а в виде ящерки. Клеймо так понравилось, что, невзирая на многочисленные перемены в жизни предприятия, на заводе сохранили ему верность до последних дней существования. На массовой посуде клеймо, в основном, нанесено синим подглазурным штампом. Если слева от ящерки находится фигурная буква «А» – это знак асбестского филиала БФЗ.