Санкт-Петербург (а в советское время – Ленинград) не зря носит неофициальный, но очень почётный статус «Культурная столица России». Практически со времён своего основания этот город являлся местом притяжения для людей искусства. Его уроженцы и прибывшие сюда на постоянное место жительства образовывали творческие коллективы, гремевшие на всю страну. Одним из них стал «Боевой карандаш».
История появления «Боевого карандаша»
Кто же такой «Боевой карандаш»? Это название выбрало для себя творческое объединение ленинградских художников, начавшее свою деятельность с выпуска злободневных агитационных плакатов. Впоследствии их деятельность расширилась и на сборники сатирических рисунков. «Боевой карандаш» - это своего рода ответ на появившийся тогда «Боевой листок» (считается, что впервые это название для актуального информационного издания использовали в 1938 году при боях у озера Хасан). Но если «Боевой листок» - это текст, который часто органично дополняют иллюстрации, то «Боевой карандаш» - это донесение информации исключительно средством рисунка.
Рождение «Боевого карандаша» датируют концом 1939 года, когда шла Советско-финляндская война. Требовалось разъяснить гражданам политику страны, воюющей с белофиннами, и показать им образ врага в смешном и уродливом облике одновременно. Для раздачи на фронте в Ленинградском отделении Союза художников нарисовали плакат «Новогодняя елка у белофинского волка», который и считается первым номером «Боевого карандаша». Его размножили в литографской мастерской, а раскрашивать каждый из листков приходилось вручную. Агитацию в весёлом и карикатурном стиле с теплом приняли на фронте. Её можно было увидеть в командирских блиндажах и кабинах грузовиков. Пока не кончились военные действия, успело выйти примерно десять номеров «Боевого карандаша». Тираж каждого номера был невелик – около двухсот экземпляров. Далее актуальность высмеивания врага отпала, и выпуск «Боевого карандаша» прекратился.
«Боевой карандаш» в годы Великой Отечественной войны
22 июня 1941 года началась война, а 25 июня появился плакат «Фашизм – враг человечества! Смерть фашизму!», в углу которого стоял знакомый логотип – палитра, поверх которой темнели гранёный карандаш и винтовка с примкнутым штыком. Коллектив художников собрался снова и был готов оперативно реагировать на все животрепещущие фронтовые события.
Популярности выпусков «Боевого карандаша» способствовала скорость освещения, актуальность нарисованных событий и близость стиля к лубку, традиции которого оставались во многих агитационных плакатах той поры. Яркая композиция, сопровождаемая меткой фразой или яростным стихотворением, доводили любую идею до сознания куда лучше обыденной политинформации. Выпуски ждали. Их складывали в подборки в читальнях или вывешивали на видном месте. Для военных лет «Боевой карандаш» имел не меньшее значение, чем легендарные «Окна РОСТА» двумя десятилетиями раньше. Но «Боевому карандашу» повезло больше: его не сковывало наличие лишь двух цветов – красного и чёрного. Его плакаты были многоцветными.
Чем сложнее становилось положение Ленинграда, тем многограннее были выпуски «Боевого карандаша». Вместе с сатирическими насмешками и агитационными призывами они инструктировали ленинградцев, как вести себя в осаждённом городе. Поэтому некоторые выпуски смело можно воспринимать в качестве лектория по технике безопасности. Они и были выполнены в стиле информационного плаката, который крепили на стенды и читали с близкого расстояния. Немецкая армия изучала печатные материалы, находясь в пригородах Ленинграда. Выпуски «Боевого карандаша» настолько возмутили фашистов, что после взятия города художников «Боевого карандаша» предполагалось показательно повесить. Любой из авторского коллектива обрёл статус большевистского агитатора, а также личного врага фюрера и Третьего рейха.
Творческий багаж «Боевого карандаша» военных лет составил сто три номерных выпуска, ряд плакатов без указания номера и десятки открыток агитационного характера. Общий тираж этих изданий оценивается в два миллиона экземпляров. Всё это со временем вошло в историю советского плаката, где творческому коллективу с лихим названием было уготовано почётное место.
«Боевой карандаш» в послевоенные годы
Как и в первый раз, после окончания войны творческий коллектив распался, так как столь животрепещущих событий, которые стремился запечатлеть остро отточенный кончик их карандашей более не происходило. Однако в 1956 году, во время «Хрущёвской оттепели», возникло решение, что плакат ещё не всё сказал, что мог. И он посодействует советскому народу в преодолении различных недостатков в жизни общества. С палитры «Боевого карандаша» исчезла винтовка, но оставшийся карандаш был по-прежнему остёр.
Возродившийся коллектив просуществовал до 1990 года. В различные периоды его работы членами «Боевого карандаша» становились известные творческие личности. Эстампы рисовали Г.С. Верейский и Н.А. Тырса. В жанре графики творили Ю. Петров, И. Холодов, Н. Быльев, В. Гальба, Н. Кочергин и другие. Стихи для плакатов писали А. Прокофьев, В. Саянов, С. Спасский, Б. Тимофеев и Н. Тихонов. Нашлось здесь место даже скульптору С. Пелипейко. Отряду нужен командир, а творцу – редактор, и эта роль в «Боевом карандаше» досталась И.С. Астапову, а также А.М. Муратову.
Знаменитая фраза Маркса «Бытие определяет сознание» объясняет и судьбу «Боевого карандаша». Уже в конце 1980-х гг. прежний монолит социалистического реализма начали прогрызать всякие кооперативные издания, несущие западную культуру – доселе почти неведомые приключения, боевую фантастику и фэнтази. Народ массово потянулся за новые и неизведанные территории искусства, на которым советская карикатура была не властна. В 1990 году деятельность «Боевого карандаша» прекратилась. Но осталась его история. И словосочетанием «Боевой карандаш» продолжают называть и то явление массового искусства, которое это объединение художников создавало для советского народа на протяжении десятилетий.