Писать о будущем не так-то просто. В научной фантастике былых времён авторы щедро разбрасывают указание фирм, продуктами которых продолжают пользоваться жители грядущего мира. Но мы, дожившие до описанных календарных дат, уже не видим указанных брендов, так как компании эти давно обанкротились. Но кажется, что само время не властно над концерном Badische Anilin- & Soda-Fabrik, более известным нам как BASF, который продолжает успешное развитие, невзирая на полуторавековой возраст.
История концерна BASF
«Баденская анилиновая и содовая фабрика» основана Фридрихом Энгельхорном 6 апреля 1865 года в городе Мангейм (Баден). Соучредителями выступили Август и Карл Клемм, а также Юлиус Гизе. Однако тут же начались проблемы с покупкой места для производства. В Мангейме это сделать не получилось, поэтому участок приобрели по другую сторону реки, в городе Людвигсхафен (Баварский Пфальц). Переезд принёс новорожденной фирме субсидию в размере полутора миллиона гульденов, так как баварский король Максимилиан II всеми силами содействовал промышленному развитию региона. Костяк талантливых химиков вскоре дополнили Генрих Каро, Генрих фон Брунк и Рудольф Книтч. Стартовали продажи красителя на основе анилина, полученного из индиго, а затем ряд красителей существенно расширился. На тот момент у компании просто не существовало конкурентов в этой отрасли, что принесло ей баснословную прибыль. В 1877 году открывается первый зарубежный филиал – завод в Бутырках (на тот момент подмосковная деревня). К 1900 году фабрика Людвигсхафен превратилась в крупнейший химический завод на всей планете.
В 1902 году для компании начинается Эпоха удобрений, так как стартовавшие в начале ХХ века исследования азота привели к тому, что в 1913 году начат синтез аммиака. Это привело к резкой продаже подпитки для почв, ставшей революционной в сельском хозяйстве. Теперь компания – это центр немецкой промышленной агрохимии. Поражение Германии в Первой мировой войне чуть не привело к окончанию истории BASF. Заводы остановились, а часть оборудования демонтировали и вывезли победители. Послевоенный период был крайне тяжёлым для всей немецкой промышленности. 14 ноября 1924 года появилась компания IG Farben AG, объединившая самые крупные предприятия страны, включая BASF. Химики чётко подстраивались под нужды времени. Начала бурно развиваться автомобильная отрасль, и новая компания все усилия направила на процесс получения бензина, а затем и на производство каучука. Хорошо продавались смоляные красители и полиэтилен, а также полиамид «Перлон» - прямой конкурент американского нейлона. В 1932 году стараниями AEG и IG Farben начался прорыв в области магнитной звукозаписи. Первая компания конструировала сам аппарат, а завод в Людвигсхафене работал над выпуском магнитной ленты.
После Второй мировой войны союзные армии добились трибунала над руководством IG Farben AG, а саму компанию разбили на составляющие. В 1952 году на базе разделённой IG Farben AG появилось 11 самостоятельных фирм, среди которых были уже ранее проявившие себя Agfa и BASF. Стремясь занять важное место европейской лакокрасочной промышленности, BASF приобрёл фирму Glasurit-Werke M. Winkelmann AG. А в 1966 году начал работу завод по производству магнитных лент в Вильштетте. В эти же годы появилось фармацевтическое подразделение. Badische Anilin und Soda Fabrik Aktiengesellschaft в 1972 году окончательно стала BASF Aktiengesellschaft. В это десятилетие запущен завод по производству акриловой кислоты. В 1980-е гг. идёт последовательное проникновение на рынок моющих средств, а также выкупается производство витаминов. В США под эгидой BASF Corporation сконцентрирован бизнес по выпуску волокнистых композитов и красок. Следующее десятилетие активная деятельность концерна охватывает химикаты, пластмассы, продукты с высокими эксплуатационными характеристиками, защиту растений, нефть и газ.
С 2008 года концерн ведёт работу уже в статусе европейского акционерного общества BASF SE. К настоящему моменту представительства компании открыты в 91 стране. Работы ведутся на двух с половиной сотнях промышленных площадках. Общий штат превысил 111 000 сотрудников. Продажи в 2022 году достигли уровня в 87,3 миллиарда евро.
Аудиокассеты BASF
Компании BASF выпала честь снабдить лентой своего производства первые в мире аудиокассеты. Голландский концерн Philips, который предложил миру этот формат носителя, на тот момент не смог выпустить ленту хоть сколько-нибудь приемлемого качества. Поэтому внутрь кассет с надписью Philips отправилась лента BASF.
Вскоре стал вопрос о выпуске кассет под собственной маркой. В середине 1960-х гг. на рынке появились кассеты с обозначением BASF. Длительность их была 60, 90 и 120 минут. Ранние партии отличались логотипом, так как с 1968 года поменялся его шрифт.
1969 год для мира аудиокассет ознаменовался выпуском специального футляра от фирмы BASF, в котором их можно было безопасно отправлять почтовой службой. Бланк с адресами отправителя и получателя наклеивался прямо на футляр. В этом же году выпущена улучшенная модель кассеты Low Noise. В 1970 году кассеты BASF появились в Японии.
В 1971 году кассеты серии LH (на американском рынке – SK) начинают комплектоваться парой дополнительных деталей, обеспечивающих ровную укладку ленты. О его наличии говорит маркировка SM (Security Mechanism или Special Mechanism). В этом же году появляются первые кассеты BASF с лентой из диоксида хрома (Type II). А год спустя Германия в Мюнхене принимает олимпиаду, и BASF делает линейку кассет с цветным оформлением и олимпийской символикой.
Концерн был одним из тех, кто с восторгом поддержал разработку лент второго типа, невзирая на то, что приходилось выплачивать комиссионные фирме DuPont. Лента от BASF – это настоящий оригинальный диоксид хрома. Другие компании впоследствии перешли на феррокобальтовые ленты, и это лишило BASF почётного статуса производителя ленты, по которой настраивают деки. Кто-то указывает, что такой состав для лент второго типа BASF и его преемник EMTEC использовали до банкротства последнего. Другие спорят, уверяя, что в 1990-е гг. даже прославленному немецкому концерну пришлось перейти на феррокобальт.
В середине 1970-х гг. BASF присоединился к производителям ленты третьего типа (FeCr), так как за несколько лет до этого приобрёл лицензию у SONY. Но век феррохрома оказался недолог. Появившиеся «металлические» кассеты (Type IV) записывали звук с таким же качеством, но их себестоимость оказалась куда дешевле.
На стыке 1970-х и 1980-х гг. у BASF появляется и своя кассета четвёртого типа. Это направление концерн развивал весь период, пока компакт-кассета оставалась самым массовым аудионосителем. И лишь когда аудиокассеты начали отступать перед компакт-дисками (тем более, что появилась возможность записывать и перезаписывать матрицы), дорогие позиции были сняты с производства, а рынок продолжал поддерживаться лишь массовыми моделями.
Модель BASF LH extra I была в числе импортных кассет, в первой половине 1980-х гг. заполонивших прилавки советских магазинов. Правда, количество её было не столь огромным, как AGFA, DENON и JVC, поэтому исчезла она гораздо раньше остальных. Но у кого-то ностальгия по молодости связана именно с этой кассетой в жёлтом оформлении.
Популярность кассет BASF способствовало тому, что их корпус порой превращался в настоящий рекламный стенд. Например, студия Диснея воспользовалась этой возможностью прорекламировать свою анимационную ленту «Король-лев», в честь которой вышла линейка из трёх кассет с ярким тематическим дизайном. Из категории «promotional» концерна можно составить самостоятельную коллекцию кассет, куда войдут не только известные торговые марки (BMW, McDonalds), но и эмблемы футбольных клубов.
К середине 1990-х гг. стало ясно, что перспективы аудиокассет довольно плачевны. Немецкий концерн понял это намного раньше других, поэтому в 1997 году его подразделение BASF Magnetics, занимавшееся выпуском носителей, продали специально созданной фирме Emtec Magnetics. Преемнику достался и знаменитый завод в Людвигсхафене, где все эти годы производилась магнитная лента.
Но закончить блок хочется на позитивной ноте, поэтому покажем удивительно красивую модель компакт-кассеты с катушками внутри. Такой тип у меломанов называется Reel-to-Reel.
Торговая марка BASF
Первый логотип компании представляет собой компиляцию щитов с гербами Штутгарта (конь) и Людвигсхафен (лев с якорем). Он появился в 1873 году при объединении двух штутгартских компаний Knosp и Siegle. Эволюция торговой марки показана ниже.
Овальный логотип с названием в две строки предназначался для экспортной продукции. В 1952 году, когда состоялось второе рождение BASF, на базе логотипа 1873 года сделали новый товарный знак, поместив под щитами корону с названием, а ниже их – дату основания. Через год разработали буквенную эмблему, выполненную угловатым шрифтом, но продолжали наряду с ней использовать и графическую. В 1968 году появляется «брикет BASF» - прямоугольник, на котором название сделано инверсивным цветом. В 1986 году буквы «возмужали», стали основательнее. Потребовалось сделать товарный знак пригодным для фотонабора, для чего взяли шрифт Neue Helvetica, которым название на логотипе выполнено и сейчас. В 2003 году компания Interbrand Zintzmeyer & Lux разместила слева от названия пару взаимодополняющих квадратов, сделанных полутонами, а ниже поставила указание «Химическая компания».
В марте 2004 года у фирмы BASF появились шестёрка корпоративных цветов: синий, голубой, зелёный, светло-зелёный, оранжевый и красный. Цвета начали быстро использоваться повсеместно. Например, именно в эти цвета окрашены флаги, развивающиеся у крупных офисов компании.
В 2015 году концерн отмечал полуторавековой юбилей. Поэтому прежнее нейтральное указание под названием сменилось побуждающим девизом «Мы создаем химию». И, наконец, 1 октября 2017 года на логотипе решили отказаться от полутонов. С этого момента цвет квадратов полностью совпадает с цветом фона и букв названия.
Для меломанов куда более знакомым будет логотип, применявшийся для магнитных носителей: компакт-кассеты, видеокассеты, дискеты, компакт-диски и пр. Здесь слева от крупных букв названия размещён красный квадрат с фрагментом спирали, на котором мелко продублировано название. Для решения вопросов по этой продукции в 1990 году специально выделили подразделение BASF Magnetics.
При переходе с торговой марки BASF на EMTEC фирма всеми силами подчёркивала преемственность, оставив красный квадрат со спиралью и на новом товарном знаке. Товарный знак BASF действовал до 2002 года. На переходный период печатали обе марки. После ставили только EMTEC. Хотя эта компания в 2003 году обанкротилась, её торговая марка пока не ушла в историю. Сейчас ей владеет Dexxon Data Media SAS, производящая цифровые носители.