Балабановская экспериментальная фабрика запомнилась, в основном, коллекционерам спичечных коробков и выпущенных для них этикеток. Впрочем, и для обычного жителя СССР эпохи застоя продукция из Балабаново явно выделялась среди спичечных фабрик, поставлявших товар на внутренний рынок. Пока большинство делало на спичках головки привычного тёмно-коричневого цвета, Балабановская фабрика выпускала спички с ярко-зелёными головками.
История Балабановской спичечной фабрики
Приказ по Главному управлению спичечной промышленности Минлесбумпрома СССР реквизировал у треста «Ростопмаш» недостроенное здание, порядком пострадавшее во время войны. По планам тут должна была разместиться новая спичечная фабрика. Строительство начали в 1950 году, восстановительные работы завершили в 1951-м, а ещё через год запустили цех литографии, откуда по всей стране планировали рассылать этикетки для спичечных коробков. На тот момент большинство коробков делали из фанерного шпона. Поверх их обклеивали тёмно-синей бумагой. Место разрыва бумаги на одной из широких сторон коробка закрывали красочной этикеткой.
В 1953 году ещё только закончили строительство подсобных и технических помещений, а цех литографии уже работал вовсю. Здесь трудились не только печатники, но и команда художников, чьей задачей была разработка оформления этикеток. Спичечную этикетку не зря сравнивали с миниатюрным агитационным плакатом. К рисунку относились со всей серьёзностью, а финальный вариант проходил целый ряд художественных советов.
Набор спичек сувенирный "150 лет Бородинскому сражению 1812-1962"
Полноценно производство запустили лишь в 1954 году, когда отсюда начали уходить не только этикетки, но и сами спичечные коробки, наполненные спичками. Предприятие получило название «Балабановская экспериментальная фабрика». Через год кроме стандартных коробков художественная мастерская предложила на суд публики первый сувенирный набор и кабинетные спички. Сувенирные наборы Балабановской фабрики экспонировались на Всемирной выставке в Брюсселе (1958 г.).
Набор спичек сувенирный "Клоуны советского цирка"
Вторая половина 1950-х гг. оправдала слово «экспериментальная» в названии фабрики, так как здесь вовсю экспериментировали с подачей спичек на рынок. Например, был позаимствован опыт Московской фабрики по выпуску спичек-книжек из картона. В 1956 году здесь появилась серия подобных спичек с портретами знаменитых русских писателей. Видимо, эксперимент признали неудачным, так как далее этот формат здесь не выпускали. На фабрике действовала центральная научно-исследовательская лаборатория спичечной промышленности. К 1960 году здесь освоили производство запасных частей к спичечному оборудованию, для чего сначала задействовали местные мастерские, а затем выстроили целый цех металлообработки.
Набор спичек сувенирный "Государственный академический центральный театр кукол"
В 1964 году начал работу новый фанерный цех, а саму фабрику отвели в ведомство Всесоюзного научно-исследовательского института деревообрабатыващей промышленности, после чего на ней начались всевозможные исследования, способствовавшие развитию фанерной, спичечной и деревообрабатывающей отраслей народного хозяйства. Основная задача – спички – тоже не забыта. Несмотря на наличие нескольких спичечных фабрик этот товар порой в большом дефиците. Поэтому фабрику усиливают новым спичечным цехом, куда завозят прогрессивное оборудование из Швеции. Благодаря этому в 1973 году здесь начинается масштабное производство спичек, ежегодный объём которого составляет миллион условных ящиков (условный ящик равен полумиллиону спичек).
Набор спичек сувенирный "Москва-80"
Параллельно на фабрике ведётся строительство цех древесноволокнистых плит и линии волокнистостружечных плит. Хотя эта часть фабрики и не заработала в полную мощность, так как производственную площадь отдали очередным спичечным цехам (к 1984 году тут разместили ещё пять линий по производству спичек), впоследствии данное оборудование спасло предприятие.
С 1977 года шпон ушёл в историю, а спичечные коробки стали делать из картона. С этого момента массовое производство Балабановской спичечной фабрики умерло для филуменистов, так как этикетки таких коробкам более не требовались. Необходимую информацию печатали просто на картоне. Оформление стандартизовалось, различаясь только по цвету. Однако малыми тиражами продолжился выпуск сувенирных наборов и различных видов спичек: охотничьих, ветровых, хозяйственных. По объёму продукции в 1980-е годы фабрика вошла в число крупнейших европейских производителей спичек.
Кроме того, для коллекционеров продолжался выпуск специализированных наборов спичечных этикеток. Это мог быть комплект из 28 штук большой серии, разработанной для сувенирного набора, или подборка из сотни этикеток на различные темы. Однако в 1900-е гг. интерес к коллекционированию резко упал вместе с платежеспособностью россиян, а для массового выпуска этикетки не требовались. Поэтому цех литографии занялся заказами, уже не относившимися к спичкам. К 1999 году число рабочих в цехе сократилось на порядок. Саму же фабрику к этому времени переименовали в ЗАО «Плитспичпром».
Сам же спичечный коробок из миниатюрного плаката превратился в рекламную площадку. Вместо художественного сюжета на коробке стали мелькать логотипы фирм, названия отелей, контактные телефоны. Работали здесь и по индивидуальным проектам, печатая портреты заказчиков на коробках, образующих частные сувенирные наборы. Прибыль от спичек стала играть мизерную роль в общем денежном обороте, полученном от деревообработки. Поэтому с 2013 года спички здесь больше не выпускают. Тем не менее, бренд «Балабановские спички» сохранился и используется до сих пор спичечными фабриками, входящими в холдинг ОСК.