Человек занимается художественной обработкой металлов с древнейших времен. Мастера передавали свои знания из поколения в поколение, бережно сохраняя и преумножая их. Одним из центров этого искусства стало Владимиро-Суздальское княжество.
Развитие художественной обработки металлов на Руси
Расцвет искусства художественной обработки металла на Руси пришелся на 8-10 столетие. Русские мастера осваивают ковку, сварку, пайку, работу с металлом под воздействием высоких температур. Благодаря появлению различного инструмента начинается расцвет ювелирного искусства. Особенные успехи прослеживаются в работе с филигранью. На металлический фон напаивали узоры из тонкой проволоки (медной, серебряной, золотой) или изготавливали из нее ажурные элементы.
Также активно развивается техника декора в виде зерни, пришедшая на Русь из Ирана и Византии. Мелкие шарики из драгоценных металлов напаивали на скань для создания фактуры, особой игры света и тени. Часто зернь дополняли эмалью. Предметы художественного ремесла того периода возникали под влиянием языческой мифологии, представлений о связи человека и природы.
История артели им. Молотова в дореволюционный и советский период
В 17-18 веках мстерские чеканщики славились искусством изготовления окладов для икон. К концу 19 века кустари-одиночки Владимиро-Суздальской земли стали объединяться в небольшие артели. На месте производственных площадей, которое они занимали, позднее возникло «Промышленное заведение меднопрокатной выработки фольги». Его штат составлял 3 десятка человек. В 1917 году его национализировали. В середине 1920-х годов рабочие объединились в артель прокатчиков зеленой и красной меди. Во времена НЭПа предприятие арендовали 7 человек, оно специализировалось на прокате латуни и изготовлении фольги. 1932 году ему присвоили имя В.М. Молотова.
Набор чайных ложек, металл, 1966 год
Довоенный ассортимент составляют штампованные ложки, пудреницы, подстаканники, а также филигрань, предметы из цветных металлов, эмаль. На предприятии работали чеканщики, которые в недавнем прошлом изготавливали ризы в собственных мастерских.
В войну выпускали проволочные кольца для воздушных заграждений, замки для патронных ящиков. В послевоенные годы стали производить галантерею, ювелирные изделия, восстанавливать технику филиграни. Заказы на реставрацию старинной серебряной посуды повышали художественное мастерство сотрудников. Искусство ажурной и накладной филиграни развивается, изделия становятся более тонкими, нарядными и изящными, их украшают накладными клеймами. В конце 1950-х годов появляются образцы из мельхиора и нержавеющей стали. Среди коллекционеров пользуются спросом мстерские подстаканники.
В 1960 году артель преобразовали в фабрику «Ювелир», в 1972 году — в завод художественных изделий «Ювелир». В новом корпусе, открытом во второй половине 1970-х годов, оборудовали столовую, подстанцию, котельную и другие бытовые помещения. В это время ассортимент доходил до 100 наименований, численность сотрудников составляла более 600 человек.
Современность
Сейчас ЗАО «Мстерский ювелир» известен и в нашей стране, и за рубежом. На предприятии изготавливают серебряную посуду, предметы для сервировки стола из цветных металлов. Ювелирные украшения декорируют лаковой миниатюрной живописью, эмалью. Коллектив совершенствует традиционные ювелирные приемы, внедряет передовые технологии, чтобы выпускать продукцию в соответствии с запросами покупателей. Ее ценят не только за внешнюю красоту, но и за удобство в быту. В приоритете производство мелкосерийных и единичных образцов.
Клейма артели имени Молотова и завода «Мстерский ювелир» по годам
Серебро:
В 21 веке клеймо читается следующим образом: первая буква - символ года, вторая буква - шифр государственной инспекции пробирного надзора, в которой изготовитель поставлен на специальный учёт, МЮ - идентификатор завода «Мстерский ювелир»
Недрагоценные металлы: