Красивые оловянные изделия с художественной отделкой словно пришли к нам из Средних веков. Кажется, что с тех пор их производство не претерпело изменений. На некоторых из них можно увидеть маркировку Artina SKS. Кто-то называет эту компанию по выпуску высококачественных предметов из олова австрийской, другие – немецкой. Формально правы и те, и другие. Из обзора ниже вы увидите, что Artina – это австрийская фирма, которая принадлежит немецкой компании SKS.
История бренда
Всё начинается в 1974 году, когда супруги Мариз и Рудольф Риттер основали фирму ARTINA Kunstguss GesmbH (в Австрии GesmbH – это аналог немецкого GmbH, обозначающий общество с ограниченной ответственностью). Для сотрудничества была выбрана фирма Heinz Hüttebräuker KG, которая имела опыт работы с пищевым оловом и купила акции новой компании. В Кирххаме (Верхняя Австрия) был приобретён земельный участок, на котором в 1975 году возвели фабричный корпус 1600 м² (поэтому 1975 год часто указывается в качестве даты основания фирмы).
Бокал подарочный для вина из серии «Ла Палома»
Почему было выбрано именно олово? Это металл является традиционным для посуды в Германии и ряде стран Скандинавии («Было когда-то на свете двадцать пять оловянных солдатиков, все братья, потому что родились от старой оловянной ложки…» - так начинается всемирно известная сказка). Олово легко в обработке, так как это очень мягкий металл, а его температура плавления достаточно низка (232°C). Оно легко образует сплав с другими металлам (достаточно вспомнить бронзу). Олово не имеет вкуса и запаха. Горячие напитки в закрытой оловянной посуде долго не остывают, так как олово – плохой проводник тепла. В то время как железо ржавеет, а медь покрывается зелёными окислами, олово лишь набирает тёмную патину, не теряя привлекательного внешнего вида. Пищевое олово в Германии и Австрии обозначают словом «Zinn», указывая на клейме процентное содержание металла («ZINN 92%», «ZINN 95%») или его тип («ReinZinn» и т.п.).
Оловянные пивные кружки – традиционный предмет немецких семей на протяжении нескольких веков. Крышка стала необходимым элементом, когда потребовалось защитить пищу или напитки от мух, разносящих по Европе смертельную заразу. Только самые богатые люди могли заказать себе объёмную пивную кружку из серебра, остальные довольствовались оловом. Очень быстро из непримечательного сосуда пивные кружки превратились в произведение искусства. Их бока начали украшать сценами из сельской жизни или картинами из жизнеописания славных рыцарей. Лишь Первая мировая война подвела итоговую черту под массовым выпуском оловянных пивных кружек. В послевоенные годы они уже превратились больше в сувенир, чем в предмет ежедневного обихода.
В 1978 году компания Hüttebräuker KG решила отказаться от участия в совместном проекте. Казалось, что производство под угрозой, однако всё выправила покупка более половины от общего объёма акций немецкой компанией SKS, расположенной в Зундерне (земля Северный Рейн-Вестфалия). Она тоже работала с пищевым оловом, поэтому её заинтересовал австрийский проект. Участие SKS позволило расширить производственные площади в 1979 году ещё на 900 м². SKS не пожалела о приобретении, так как в это же время изделия торговой марки Artina получают австрийский знак качества. Рост прибыли даёт возможность делать вложение в производство, и очередным строительством в 1983 году становится огромный склад.
Как говорят сами специалисты фирмы, любой новый предмет рождается из эскиза. Именно этот рисунок тщательно изучается руководством, чтобы понять, стоит ли его запускать в серию. При положительном решении предмет с плоскости переводят в объём, первоначально вылепливая из пластилина. Далее следует отливка из синтетической смолы, с которой рельеф переносят на форму из высококачественной инструментальной стали. Так как форма имеет по крайней мере две части, надо постараться, чтобы рельеф в местах стыков выглядел сплошным. После литейщиков предмет переходит к токарям, которые очищают поверхность рельефа, делая её идеальной. Последний этап – это полировка, благодаря которой детали рисунка проявляются во всей красе.
Кружка с рельефным изображением из серии «Летний вечер» (1980-1990 гг.)
Успехи торговой марки Artina столь заметны, что в 1995 году SKS становится единственным её владельцем. К концу ХХ века в Австрию из Мендена перевели производство литья под давлением, что увеличило рабочее пространство фирмы ещё на полторы тысячи квадратных метров. В новом веке фирма наладила плотное сотрудничество с компаниями Blomus, Philippi, Contento и D&M по совместной реализации своей продукции в Австрии. Но товары с маркировкой Artina SKS можно увидеть и далеко за пределами страны. Компания активно занимается заказами, поступающими на сувенирную продукцию из-за рубежа. Поэтому не удивляйтесь, если увидите русские буквы на изделии, оборот которого украшен клеймом этой немецко-австрийской фирмы.
Тарелка настенная «Российские железные дороги» (2000-2015 гг.)
Клеймо Artina SKS
Для справки мы размещаем не только совместное клеймо Artina SKS, но и сопутствующие клейма тех компаний, с которыми соприкасалась деятельность фирмы Artina.